Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Не нужно никакой большей награды, чем сама заповедь, которую человек исполнил, удостоившись доставить наслаждение Создателю

Раби Леви-Ицхак из Бердичева в книге «Кдушат Леви» даёт три объяснения слова «сегодня» из первого стиха главы. До великого хасидского мудреца это слово, конечно, тоже комментировали (мы приведём три наиболее древних толкования).

«Смотри, я (Ор hа-Хаим: Моше призывает взять с него пример и, сократив пользование благами этого мира, сделать выбор в пользу мира духовного, ведь сам Моше познал земное величие и все материальные блага[1], и всё-таки выбрал духовное; поэтому сказано: “Смотри — я”, смотри, что я выбрал) помещаю перед вами сегодня (Даат Зкеним: “сегодня”, в этом мире есть благословение и проклятие, в мессианские же времена — только благословение; Ор hа-Хаим: “сегодня” — поскольку только сегодня народ установился в своём знании, ведь, как сказали мудрецы (Талмуд, Авода Зара, лист 5), человек не устанавливается в осознании мнений своего учителя до сорока лет (полноценно понять, что говорил ребе, можно только через сорок лет после урока, и только в тот день, когда уже прошло 40 лет после начала обучения у Моше, народ мог понять учителя, как следует); кроме того, подчёркивается, что благословение даётся именно “сегодня”, а не ранее, ведь речь о даровании Святой Земли, которая при правильном поведении народа — Благословение, а при неправильном, не дай Б-г, превращается в проклятие) Благословение и Проклятие (Раши: о которых сказано далее в связи с горами Гризим и Эйвал). Благословение — когда послушаете заповедей Б-га Вс-сильного вашего, которые я приказываю вам сегодня. И Проклятие — если не послушаете заповедей Б-га Вс-сильного вашего и сойдёте с Пути, который я указываю вам сегодня, чтобы пойти за божествами чуждыми (Раши: отсюда учим, что всякий, кто служит идолам, сходит со всего Пути, указанного Израилю, и отсюда вывели, что всякий, кто признаёт идолов, — как будто отрицает всю Тору целиком), которых не знаете».

Раби Леви-Ицхак пишет: С первого взгляда кажется, что слово «сегодня» не понятно. И чтобы его объяснить, надо напомнить, что Святой, благословен Он, «обновляет каждый день постоянно Деяние Первозданное» (фраза из утренней молитвы), то есть Он, да будет благословен, даёт каждый день сияние (бhирут בהירות) новое и дарует («машпиа», [משפיע] т.е. букв.: «передаёт влияние») милости новые, и человек, который служит во Имя Его, получает каждый день сияние и разумение (сехель שכל) новое — то, чего не знал вчера. И об этом написано: «Смотри, я помещаю перед вами сегодня», — так же, как объяснили мудрецы это слово (в нескольких местах — ближайшее в гл. «Ваэтханан» разъясняет Раши от имени Мидраш Сифри): «сегодня (hа-йом היום)» означает, что «каждый день (бе-холь йом בכל יום) да будут в твоих глазах как новые», то есть каждый день следует получать новое Благословение и Милость.

Ещё можно сказать об этом (объяснить по-другому) в связи с особенностью формулировки, на которую указали толкователи: сказано «когда послушаете», а не «если послушаете» (что, казалось бы, более правильно — ведь так сказано во втором предложении: «если не послушаете»). И, как видится, что это связано с известными словами наших мудрецов о том, что «награды за заповедь в этом мире нет», но есть награда одна, которую человек получает даже в этом мире. И о ней сказано: «Награда за заповедь — заповедь» (по простому смыслу этой фразы — наградой за исполнение заповеди является возможность исполнить ещё одну заповедь, однако р. Леви-Ицхак объясняет по-другому). Это означает, что не нужно никакой большей награды, чем сама заповедь, которую человек исполнил, удостоившись доставить наслаждение Создателю — большей награды не бывает. И об этом говорит Писание: «Смотри, я помещаю перед тобой сегодня Благословение», то есть даже пока вы живы (сегодня), когда исполните заповеди Творца, получите благословение в этом мире, и тут же в следующем предложении объясняется, что это за благословение: «Благословение, когда послушаете», то есть — само то, что вы послушаете Меня и исполните заповедь, это и будет благословением, ибо нет наслаждения, большего, чем это (что, конечно, не касается проклятия, поэтому там написано «если не послушаете»).

Или можно объяснить, что слово «сегодня» во фразе «Смотри: я помещаю перед вами сегодня благословение и проклятие» указывает, что Благословение начинается сегодня. Несмотря на то, что благословения и проклятия были провозглашены позднее — в Святой Земле, на горах Гризим и Эйвал, всё-таки начинаются они «сегодня». И именно из-за того, что сказано выше, — потому что благословение — это и есть сама возможность «послушать заповеди», исполнить Волю Творца, поэтому благословение начинается сегодня, как то объяснено мудрецами в комментарии к словам царя Давида (Теhилим, 96): «Сегодня, если голоса моего послушаете». (Имеется в виду широко известный отрывок из Талмуда, трактат Санhедрин, лист 98: там рассказывается, как р. Йеhошуа бен Леви встречался с Машиахом, на чьё местоположение ему указал пророк Элияhу, с которым р. Йеошуа — лидер первого поколения составителей Талмуда — встречался постоянно. «Когда придёт господин?» — спросил р. Йеошуа. «Сегодня», — ответил Спаситель человечества. Когда день закончился, р. Йеошуа встретился с пророком Элияhу и пожаловался на Мессию, который пообещал прийти сегодня и не пришёл. И пророк Элияhу разъяснил лидеру поколения, что тот просто недопонял ответ Машиаха, который воспользовался цитатой из своего предка царя Давида: «Сегодня — если Голоса Моего послушаете»).

Обратим внимание: р. Леви-Ицхак удивляется, почему в тексте стоит слово «сегодня», однако не упоминает ни одного из объяснений, приведённых нами в начале… Если присмотреться, оказывается, что комментарии выдающегося хасидского мудреца очень интересно сочетаются с этими более древними разъяснениями (когда мы рассмотрим эти сочетания, в очередной раз убедимся, что ребе из Бердичева, как и многие его великие современники — авторы хасидских книг, рассчитывал, прежде всего, на читателей, неплохо знающих «основополагающие тексты»[2]).

Первый из упомянутых — комментарий «Даат Зкеним» (только в этом мире, «сегодня» есть благословения и проклятия, а в мессианские времена будут только благословения) отзывается в первом комментарии р. Леви-Ицхака. Заметьте: в объяснении ребе из Бердичева (каждый день Творец дарует новые благословения и милости) вообще не упомянуто проклятие. Получается, что р. Леви-Ицхак обрывает толкование на полуслове: «каждый день даёт новое благословение», — сказано в первой части фразы, но ведь завершает фразу слово «проклятие», как же это встраивается в объяснение (нельзя же сказать, не дай Б-г, что и проклятия каждый день посылаются сюда Творцом заново — так же, как благословения и милости)? Оказывается, сказанное в «Даат Зкеним» можно понять иначе: не то, что сегодня есть благословения и проклятия, а потом, когда Машиах придёт, проклятий не будет; более точным представляется такое объяснение: сегодня кажется, что среди даруемого Творцом есть благословения и проклятия, а в мессианскую эпоху у людей откроются глаза, и будет очевидно, что всё даруемое Творцом — только благословение. Поэтому, пишет р. Леви, если смотреть и понимать правильно, из слова «сегодня» (то есть «в этот день») можно и сейчас выучить, что проклятий нет, и нечего даже упоминать о них в комментарии, ведь Творец «сегодня и ежедневно» обновляет Творение, даруя миру только блага и милости. Об этом сказали мудрецы (Брешит Раба, гл. 51): «Никакого зла не спускается свыше».

Второй комментарий («Ор hа-Хаим»: только сегодня Моше предложил народу выбор, поскольку теперь, через 40 лет учения, народ стал полноценно понимать своего учителя) отзывается во втором объяснении ребе из Бердичева. Как известно из Рамбама (см. вступление к главе «Хелек» из «Пируш Мишнаёт») — только ребёнок (или взрослый, который на уровне развития маленького ребёнка) согласен исполнять заповеди только ради награды. Так дети готовы исполнять указания родителей только за подарки: «Учитель говорит: почитай Тору, а я дам тебе орешков, фиников и мёда, ради этого ребёнок читает, поскольку не осознаёт важности самого чтения», пишет Рамбам. Взрослый человек понимает (должен понимать), что всё совершаемое для Создателя самоценно (как там резюмирует Маймонид, «только по недостатку разумения может человек считать целью обретения Мудрости что-либо, кроме неё самой»), то есть, как сформулировал р. Леви-Ицхак, нет большей награды, чем сама заповедь. И об этом Моше сообщил евреям только «через 40 лет», когда они стали учениками «взрослыми», сознательными (как это называет «Ор hа-Хаим»). Комментарий р. Леви-Ицхака, кроме всего прочего, ещё проясняет важную деталь толкования «Ор hа-Хаима»: ведь непонятно, почему именно эта идея с благословениями и проклятиями должна была излагаться народу только через 40 лет учения. Благодаря разъяснению р. Леви-Ицхака понятно: мысль о самоценности Служения может быть воспринята (и принята) только «позврослевшими», полностью «сознательными» людьми…

И, наконец, третье из упомянутых в начале толкований («Ор hа-Хаим»: речь идёт о даровании Святой Земли, поэтому разговор начался именно «сегодня» — то есть перед самым её завоеванием) связано с третьим комментарием р. Леви-Ицхака: несмотря на то, что благословения и проклятия будут даны только в Святой Земле (на горах Гризим и Эйвал), и касаются они дарования народу Земли Обетованной, начинаются они всё-таки сегодня, ибо каждый день, само то, что человек «слушает Голос Вс-вышнего», исполняет Его Волю, и есть главное благослоение и награда.


[1] И в юности, во дворце фараона, и в зрелости, когда царствовал в Эфиопии, как то подробно рассказывается в Мидраше Ялкут Шимони (гл. «Шмот»).

[2] Оба источника, приведённых в начале, были бесспорно хорошо известны выдающему хасидскому мудрецу из Бердичева: комментарий «Даат Зкеним» составлен в эпоху «первых» мудрецов лет за пятьсот до р. Леви-Ицхака, а комментарий «Ор hа-Хаим» был напечатан в Венеции, когда р. Леви-Ицхаку было два года, и быстро приобрёл колоссальную известность, восторженно встреченный, прежде всего, хасидскими раввинами.

Из «Книги для изучения Торы»


Пророк Ирмияу (Еремия) был свидетелем разрушения Первого Храма. Эту трагедию он оплакал в свитке Эйха. Пророк описывает ужасные картины гибели Иерусалима и бедствия, охватившие еврейский народ. Читать дальше