Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака и милость, которую делают евреи, порождают добрых ангелов, которые защищают наш народ на небесах.»Талмуд, трактат «Бава батра», 10а

Рабейну Хаим-Йосеф-Давид Азулай (Хида) в книге «Нахаль кдумим» приводит аллегорическое толкование первых фраз главы.

Судей и смотрителей поставь себе во всех воротах твоих, которые Б-г, Вс-сильный твой, даёт тебе, для колен твоих; и рассудят народ судом справедливости. Не криви судом, не узнавай лиц (не лицеприятствуй) и не бери взятку, ибо взятка ослепляет глаза мудрецов и искажает речи праведные. Правду, правду преследуй, чтобы ты жил и овладел землей, которую Б-г, Вс-сильный твой, даёт тебе.

Объяснил р. Хаим Виталь (главный ученик Аризаля): Есть у человека несколько «ворот». «Ворота зрения», «Ворота слуха», «Ворота обоняния», «Ворота речи», «Ворота осязания». И должен сделаться человек самому себе судьёйдля всех деяний своихи раскрыть глаза свои (на собственные поступки). И поэтому сказано: «Судей и смотрителей поставь себе» (титен леха תתן לך) — [сказано] в единственном числе, ибо это для каждого человека из народа Израиля говорится, и [означает фраза] «поставь себе во всех воротах своих», что всякий человек должен установить заграждение (гедер גדר) во всех «воротах» своих[1]. Например, не смотреть на нескромное, не слушать слова запретные (злословие, ругательства и пр.) и т.д., и тогда он сам — не будет говорить запретное, не пойдёт совершать грех, не прикоснётся к запрещённому. И — мера за меру — он тогда удостоится того, что откроют ему ворота 310-ти миров (310 — гиматрия слова «Шай (שי)», т.е., «Дар» — количество миров, духовных уровней, даруемых праведнику в лучшем мире: в последней Мишне Талмуда, трактат Укцин, гл. 3, это выводится из 8-ой гл. «Притч» царя Шломо)… И когда поднимается душа — если удостоилась, открывают ей (ворота), а если нет — отталкивают её и запирают ворота перед ней (как описывается в Зоhаре, гл. «Хаей Сара»). И тот, кто будет разумен (яскиль ישכיל), исправится при жизни своей, и откроют ему ворота высшие, — это слова р. Хаима Виталя.

И можно завершить разъяснение отрывка сообразно мнению его (р. Хаима): «Судей и смотрителей поставь себе… для колен твоих (ли-шватеха לשבטיך)», — это страдания (слово «шевет» («колено») переводится и как «жезл», тут — карающий), как разъясняется в Мидраше «Шохар Тов» стих (из 23-го Псалма) «Жезл Твой, посох Твой — они успокоят меня»: «жезл твой» — это страдания. Следует раздумывать и рассуждать о страданиях — зачем они пришли[2]. И это смысл написанного: «Судей и смотрителей поставь себе… для страданий твоих», — страданий, «которые Б-г, Вс-сильный твой, даёт тебе», ведь это — качество Милосердия Его, — «так, как мучает (наказывает) человек сына своего» (цитата из гл. «Ваэтханан»), — чтобы пробудить дремлющее сердце к совершению Раскаяния. «И рассудят народ», — намёк на органы тела человека. «Судом справедливости», — если они (органы тела) согрешили — наказывать и мучать их (самоограничением и постом).

«Не криви судом», — не ищи самооправданий (аль тевакеш санигрон אל תבקש סניגרון). Ибо, хоть и [сказали мудрецы] (трактат Ктубот, лист 105), что «не видит человек вины за собой», [всё-таки преуспеет], если посмотрит хорошенько, с углублённостью прямой и судом истинным (бе-июн яшар ве-дин hа-эмет בעיון ישר ודין האמת). «Не узнавай лиц», — не следуй за тем, что видно глазу (за внешим впечатлением) — по виду аргумента Змея Первого, когда Хава увидела, что Древо «страсть для глаз»[3]. «И не бери взятку», — ведь часто совершает [человек] грех и преуспевает (имеет успех в жизни), и это — взятка сил зла (шохад ситра ахраשוחד סטרא אחרא ). В действительности же это (этот успех) — на недолгое время: заметь золотые слова, сказанные мудрецами: «Час благоприятен ему» (сказано в трактате Мегила, лист 7, о злодее, которому сопутствует удача), сказано именно «час (шаа שעה)», т.е., время краткое. «Ибо взятка ослепляет глаза мудрецов», — сколько очень великих заблуждались из-за своего злого начала и пробуждались (потом осознавали)[4]. «И искажает речи праведные», — ведь [взятка сил зла (т.е., успех злодеев)] искажает в глазах человека слова мудрецов Торы, и кажется ему, что они неправильны. «Правду, правду преследуй», — Тору Письменную и Тору Устную (поэтому повторено слово «правда») «Чтобы ты жил и овладел землей», — «Землёй Жизни» (так в Книге Зоhар называется лучший духовный мир).


[1] Слово «Шаар (שער)» (ворота) часто используется в Талмуде в значении «цена», «оценка» (например, выражение «йаца hа-шаар» из 5-ой гл. трактата Бава Меция переводится как «стала известна цена»). Т.е., по самой этимологии выражения «ворота зрения», «ворота слуха» — могут быть переведены как «оценка зрения», «оценка слуха», и в данном случае речь о самооценке.

[2] Т.е. в контексте стиха из Псалма «успокоение» — не столько прекращение страданий, сколько осознание их причин.

[3] Как правило, из-за силы влияния «злого начала», первое внешнее впечатление человека ошибочно.

[4] Праведный царь Шаул долго преследовал Давида как изменника, а потом раскаялся: в его собственных благих намерениях защитить страну от гражданской войны, не допустив двоевластия, была примесь простого желания сохранить корону.

Из «Книги для изучения Торы»


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.