Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Авраам не взял трофеев на войне с четырьмя царями, но взял подарки от фараона и Авимелеха?

4 ноября 2013 года, темы: Фараон, Авраам, Сара, Подарки, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! Скажите, почему Авраам не взял ничего из трофеев войны с 4 царями и заслужил одобрение Всевышнего, но взял подарки от фараона и от Авимелеха? Почему в том случае нет, а в этих да, в чем принципиальная разница между ними? Бениамин

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Бениамин!

Вы задаете очень верный вопрос. Прежде всего, заметим, что Авраам, будучи праведником, несомненно, не стремился поживиться за чужой счет, тем более, согласно преданию мудрецов, Авраам соблюдал всю Тору. И наверняка избегал принимать подарки, как сказано: «…ненавидящий подарки жив будет» (Мишлей 15, 27). Даже не особый праведник, а просто здравомыслящий и уважающий себя человек не торопится принимать подарки от таких нечестивых людей, как фараон или Авимелех, понимая, что этим может поставить себя в определенную зависимость от них. Тем более — Авраам.

Так что для начала определим, что отказ принять что-либо от царя Сдома нам понятен, это естественно для Авраама. Правда, следует заметить, что, в отличие от фараона и Авимелеха, сдомский царь мог заявить: я одарил Авраама — и он разбогател; это ясно из слов самого Авраама. У такого человека, безусловно, ничего не стоит брать. Кроме того, в комментарии Паним Яфот сказано: Авраам знал, каким злодейским местом является Сдом, и по критериям Торы приравнивал его к ир а-нидахат — «совращённому городу», который по закону Тору подлежит полному уничтожению, вместе со всем имуществом (Дварим 13, 13—19). Соответственно, Авраам не желал брать ничего из этого имущества.

Однако попытаемся все же понять, почему он взял подарки у фараона и Авимелеха. Можно сказать, и мы находим этому косвенное подтверждение в комментариях, что Авраам по определенным причинам должен был принять дары от них, но они не были желанными для него и впоследствии он не пользовался этим имуществом. Например, Мальбим объясняет, что Авраам выдал Сару за сестру в надежде, что с ним начнут торговаться, назначая цену за согласие на брак с его сестрой, а он заломит такую цену, что никто не решится её заплатить. Так заодно мы получаем еще одно красивое объяснение странных (в трактовке Раши) слов Авраама. Авраам сказал жене: «Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне было хорошо из-за тебя…» (Бэрейшит 14, 13). Это «хорошо» Раши объясняет так: «Чтобы дали мне подарки». (Это объяснение вызвало возмущение у некоторых других комментаторов). Однако Авраам не предполагал, что Сару заберет фараон — человек, в средствах не ограниченный. Но отступать было поздно, и ему пришлось принять выплаченную фараоном назначенную сумму.

Подарок же от Авимелеха, по словам Ор а-Хаим а-Кадош, он взял в качестве компенсации за моральный ущерб, нанесенный царем Саре (можно добавить, что и подарок фараона он по этой же причине мог оставить с чистой совестью у себя). Ор а-Хаим добавляет, что другие предложения Авимелеха Авраам не принял, например, отказался от вида на жительство в Граре.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Почему Творец, посылая Моше к фараону, велел ему врать?

Рав Натан Агрес

Разве фараон после казней не отпустил бы народ, если бы ему сказали правду?

Откуда известно, сколько лет прошло с сотворения мира?

Рав Овадья Климовский

Как сложился еврейский календарь?

Рав Реувен Пятигорский

Подарить без обиды

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.


Раби Яаков бар Меир, внук великого Раши, стал известен как Рабейну Там: «Там» буквально означает «прямой», «честный», «бесхитростный». И раби Яакова потак стали называть по аналогии с тем, как «прямым» назван в Торе праотец Яаков. Читать дальше