Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше человеку исполнять чуждую ему работу, но не нуждаться в милости других»В. Талмуд, Бава Батра 110а
Для того чтобы еврей мог есть мясо, он должен предварительно зарезать животное или птицу определенным способом, то есть сделать шхиту.

Для того чтобы еврей мог есть мясо, он должен предварительно зарезать животное или птицу определенным способом, то есть сделать шхиту. В Торе сказано: «… и будешь ты резать крупный и мелкий рогатый скот… только как едят оленя и дикого барана, так ешь его …» (Дварим, 12:21, 22). Из этих слов Торы понятно, что употребление в пищу мяса кашерных домашних и диких животных возможно только после шхиты. В главе Шмини (Ваикра 11:46) птицы приравнены к животным, а значит, есть кашерную птицу также можно только после шхиты. Так как про рыб в Торе написано «будешь их собирать», мы делаем вывод, что рыб можно есть сразу после улова без шхиты.

Нигде в Торе прямо не указаны правила, по которым нужно резать скот. Все эти законы были переданы Моше на горе Синай устно, а затем передавались из поколения в поколения от учителя к ученику. Они были записаны при составлении Мишны раби Иеудой А-Наси во II веке, когда возникла угроза потери устной традиции, и более подробно объяснены в Талмуде. Без досконального знания этих законов человек не может быть шохетом (резником).

Одна из основных книг, в которой были упорядочены все законы шхиты — это книга «Симла хадаша», написанная равом Александром Сендером Шором в 1732 году. На протяжении последних трех столетий шохеты сдают специальный экзамен на доскональное знание этой книги. Только после этого они могут получить разрешение на выполнение шхиты.

В соответствии с еврейским законом во время шхиты у животных должны быть перерезаны трахея и пищевод со стороны шеи. При этом шохет не должен задеть позвоночник. У птиц достаточно перерезать один из этих органов, не важно какой. Правила проведения шхиты регламентируют каждый из моментов этого процесса. Еврейский закон установил, что шохет должен стараться полностью перерезать трахею и пищевод. Если он разрезал большую часть этих органов — шхита кашерна. Если при шхите был перерезана большая часть спинного мозга, то она считается некашерной. Установлены также пределы, внутри которых должен пройти нож шохета. Верхний из них — последнее кольцо трахеи, ближайшее к голове. Пищевод у животных должен быть перерезан в месте, параллельном этому кольцу. Нижняя граница разреза проходит параллельно верхней части легкого, при этом само легкое ни в коем случае не должно быть задето.

При шхите используют ровный и острый нож. У него не должно быть зазубрин. Нож шохета должен не рвать органы, а плавно разрезать их. Остроту ножа проверяют очень серьезно и устраняют самые мелкие зазубрины, которые видны лишь при осматривании инструмента на ярком свету. Необходимо производить проверку гладкости режущей поверхности ножа ногтем и подушечками пальцев. Есть шохеты, которые умеют проверять нож языком. Еще одно требование к инструменту шохета — острие ножа не должно быть острым как у кинжала. Установлен и размер ножа. Его длина должна быть в два раза больше диаметра шеи животного, которое режут. Для шхиты крупного рогатого, мелкого рогатого скота и птиц используются ножи соответствующих размеров.

В Талмуде (Трактат Хулин, 9 лист) выделены пять основных законов, которые должен знать любой шохет:

  • Шеийя. Суть этого закона в том, что шхита не должна прерываться ни на мгновение. Если она была прервана, то мясо животного запрещено есть.
  • Драса. Шхита не производится с помощью нажима или удара. Шохет должен плавно вести нож вперед-назад, как будто пилит. Это обязывает использовать для шхиты нож определенного размера. Иначе, чтобы суметь разрезать, человек должен будет надавить. Нельзя укрепить нож и водить горло животного по нему сверху, поскольку за счет своего веса оно может надавить на нож. Также не режут животное, которое стоит, так как оно может наклонить голову и надавить на нож.
  • Халада. Шхита не производится ножом, который накрыт чем-нибудь. Например, нельзя воткнуть нож в горло и резать внутри. Если животное ранено и забинтовано, то нельзя просунуть нож под повязку и резать.
  • Аграма. При шхите нож не должен выйти за установленные границы.
  • Икур. Есть две формулировки этого закона. Одна принадлежит Раши, а вторая — Бааль алахот гдолот (Бааг). Раши пишет, что икур — это шхита, произведенная ножом с зазубринами. Бааг считает, что икур — это шхита, при которой верхняя часть трахеи или пищевода оторвались от места их прикрепления.

Есть еще дополнительный закон. Шохет после шхиты должен проверить:

  • 1. Разрезал ли он большую часть трахеи и пищевода в соответствующих границах.
  • 2. Не были ли они оторваны. Если проверка не была сделана, то в первой ситуации мясо животного нельзя есть, а во второй — можно.

 

Все эти пять законов должны быть соблюдены на протяжении все шхиты. Нарушение любого из них делает шхиту некашерной. Шхиту может делать только человек хорошо знающий и соблюдающий законы Торы. Шохет должен иметь специальный диплом, подтверждающий, что он сдал экзамены по знанию законов шхиты и умению резать. По традиции женщины не делают шхиту.

из журнала «Мир Торы»


Саморазвитием называют самостоятельный процесс совершенствования себя, который реализуется путем приобретения новых и развития имеющихся навыков, а также за счет преодоления вредных привычек. Религиозные евреи считают самосовершенствование смыслом жизни Читать дальше

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 9. Возвышение и совершенствование души и ее качеств

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

Дерех Хаим 29. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:12

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Совершенство достигается в трех областях — в отношениях с другими людьми, в отношениях со Всевышним и собственное, внутреннее совершенство. Правильный вектор в отношениях с другими достигается через уважение к чужому имуществу.

Храм. Разрушение и возрождение

Рав Ашер Кушнир

За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Отрывки из трактата «Авот» — «Поучения отцов»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Комментарии на некоторые отрывки трактата об этике

Выражение мыслей вслух — тайна глубокого понимания

Рав Ноах Вайнберг

Научись выражать свои мысли вслух. Слова представляют собой мост между теоретическим и практическим, с их помощью ты можешь проверить, насколько ты веришь в то, что говоришь, и насколько ты следуешь тому, во что веришь

Элуль. Пробуждение «больших мозгов»...

Рав Ашер Кушнир

Стенограмма аудиолекции рава Ашера Кушнира « Элуль. Пробуждение Больших Мозгов »

Привычки и ноги

Мирьям Климовская

Способность привыкать и действовать автоматически заложена в нас для нашей же пользы. Без нее мы не могли бы нормально функционировать. Если бы мы не могли привыкать к изменениям в своей жизни, если бы боль от утраты близкого человека ощущалась так же остро, как и вначале, если бы дрожь в коленках при поступлении на новую ответственную работу сопровождала нас и годы спустя, мы бы ничего в жизни не добились.

Дерех Хаим 27. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:10

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Качеством, помогающим достичь совершенства, является гармония. Человек должен быть в гармонии с Б-гом, людьми и самим собой. Наши мудрецы подробно объясняют, каким образом можно этого добиться.

Что такое Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Рав Йегуда Лейб Ашлаг

В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.

Начни сначала — Рош аШана

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Тот, кто желает возвысить и усилить свою способность к новому творению и к обновлению, должен максимально использовать духовный прилив Рош аШана.

«Совершенная мера» 1. Общее описание путей преодоления плохих качеств

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Желающий покинуть свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах справедливости. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах и хорошенько их узнать.