Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Гуманен ли еврейский убой скота?

Темы: Кашрут, Шхита, Овадья Климовский, Животные

Отложить Отложено

Евреев обвиняют в негуманном убое скота.

Но ведь оглушение током, по-моему, гораздо гуманнее.

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте! Распространено мнение, что евреи пользуются шхитой из «гуманных» соображений. Это неверно. В Торе (Дварим, 12,21) сказано: «Зарежь… Как Я повелел тебе». Поэтому мы делаем так, как повелел Творец, не проверяя, является ли это самым безболезненным способом убоя скота, или нет. Устная Тора передает нам подробности Законов шхиты, и евреи поступают в соответствии с этим. Если Творец, Хозяин мира, указал именно этот способ, никто не может оспаривать Его указания. Он сам – источник милосердия и справедливости.

Но мы знаем при этом, что, как правило, Законы Торы, данные Творцом мира, не менее «гуманны», чем то, что придумано людьми. Вот историческая справка на тему шхиты:

В 1893 году в Петербурге вышла научная работа доктора медицины Дембо («Анатомо-физиологические основы различных способов убоя скота»). Автор три года изучал способы убоя скота, как с точки зрения причинения минимума страданий животному, так и с точки зрения сохранения мяса. Разбирая «русский способ» (привезенный из Германии) и доказав его жестокость, разобрав другие способы убоя скота, приведя мнения крупнейших ученых того времени (проф. Дегтярев, проф. Герлах), которые согласились с выводами автора, Дембо рассказывает о еврейском способе забоя скота «шхита».

Шхита введена у евреев согласно Торе уже более трех тысяч лет назад. Доверяется она не какому-нибудь простому грубому мяснику, а человеку высокообразованному, второму по знаниям после раввина, и обязательно Б-гобоязненному. Нож, согласно устному преданию, должен быть так остро наточен, чтобы не было ни малейшей зазубрины (пгима). Это тщательно проверяется. Он должен быть также достаточной длины, в два раза длиннее шеи. Надо очень быстро перерезать пищевод и дыхательное горло (больше половины), при этом перерезаются кровеносные сосуды и нервы, и животное очень быстро теряет сознание. Животное не чувствует боли, т. к. нет зазубрин в ноже (мы иногда, держа в руках наточенную бритву, не чувствуя ничего, вдруг видим, что идет кровь). После перерезания шеи животное также не может чувствовать боли, т. к. перерезаны нервы, передающие сигналы в мозг, и мозг не снабжается кровью. Животное может даже бежать и совершать другие движения, но не чувствует боли после шхиты.

Разобрав очень подробно все детали вопроса, доктор Дембо приходит к выводу: из всех известных нам способов забоя скота, наилучший способ у евреев, он наиболее гуманный и, кроме того, при этом способе из туши животного выходит много крови, что сохраняет мясо от порчи. В этой работе приводятся мнения крупнейших светил медицины и ветеринарии: проф. Вирхова, проф. Герлаха, проф. Павлова, Дюбуа-Реймона и др., которые предлагают отменить во всем мире другие способы забоя скота и перейти на еврейский способ.

С другой стороны, известно, что при забое электричеством животное мучается в течение значительного времени, бьется в конвульсиях, и у него идёт изо рта, при этом оно находится в полном сознании.

Читайте:   Шхита.

Материалы по теме


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше