Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нужно ли полностью оставить прошлую жизнь?

Темы: Культура, Тшува, Авраам, Рав Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Мы с друзьями приближаемся к еврейской вере, и у нас недавно произошел спор. Нужно ли полностью выкидывать прошлую жизнь? Все ли так было плохо?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Попробуем схематично и коротко навести порядок в вашем споре.

Теория

Обратимся к первому еврею — праотцу Аврааму. Как он стал евреем? В главе Торы Лех леха (12,1) Б-г повелевает Аврааму: «Уйди себе из страны своей, с родины своей, из дома родителей своих в землю, которую Я тебе укажу». Углубимся в эти строки, используя толкования, данные мудрецами (Кли Якар и др.).

Авраам родился в Месопотамии, в семье и окружении идолопоклонников. С ранних лет он искал Того, Кто этот мир создал и управляет им. И когда он раскрыл для себя Первопричину — Б-га, Б-г открылся ему и обратился с повелением: если хочешь служить Мне, хочешь стать евреем — оставь привычное и обыденное, оставь страну, оставь родину, оставь родительский дом

Что кроется за этим тройным повелением? Что конкретно надо оставить?

Вся человеческая деятельность делится на три сферы: интеллектуальную, эмоциональную и физиологическую. Это соответствует разуму, чувствам и телу. Все три сферы деятельности намеком упомянуты в повелении Аврааму оставить его окружение:

Страна — символизирует идеологию, правопорядок, государственное устройство, идеи и философию. Эти понятия «находятся» у человека в голове и воспринимаются разумом.

Родина — символ эмоциональной привязанности к местной культуре, природе, достижениям. Родина — в сердце, воспринимается она чувствами.

Дом — символ приобретенных норм поведения на уровне бытовых привычек. Они — в «крови» и проявляются на уровне физиологическом, инстинктивном.

Что же конкретно имеется в виду в повелении Аврааму? Это будет легче понять, если рассмотреть на примере конкретного исторического события: еврейской репатриации из СССР в Израиль. Вначале надо было принять решение оставить «страну» с ее гордой идеологией, достижениями и мощью. Для многих это было непросто, но в конечном итоге решение было принято. На следующем этапе надо было оставить «родину», но… не тут-то было. Оказалось, что поменять идеи гораздо легче, чем оставить бывшую «родину» с ностальгией по ее культуре, театрам и книгам, «Динамо» и березкам, нецензурной брани, икорке и водочке с мордобитием… Поэтому многие «страну» оставили, а вот «родину»… перевезли с собой. Но самым сложным, оказалось оставить дом, где выросли. То есть, тот образ жизни, менталитет, бытовые привычки, которые с детства, бессознательно, стали частью нас. Этот «дом» настолько крепко сидит в нас, что и в голову не придет, что все это может быть нееврейским…

Б-г повелевает Аврааму: хочешь быть евреем? Желаешь служить Мне? Оставь свое прошлое — и «страну», и «родину», и «дом», «вычисти» все накопленное в твоем разуме, сердце и крови!

Итак, в теории, правы те, кто утверждает, что все прошлое как общий принцип надо выкинуть. Их мировоззрение и идеи, их культура, их привычки и обычаи — все это для еврея неприемлемо. Это наша глобальная цель, и ее надо помнить и знать, но…

Практика

Но как только мы перейдем к конкретному практическому рассмотрению данной проблемы, тут же выяснится, что столь простая и понятная идея «тотального освобождения от пут прошлого» не так проста в осуществлении.

Во-первых, при более пристальном рассмотрении можно обнаружить, что не все в прошлой жизни было так уж неприемлемо. Более того, нами были приобретены те качества, которые послужили базой для духовного роста. Так что не все подряд прошлое необходимо «стереть».

Во-вторых, надо знать, что прошлое человека сидит в нем крепко и никуда так быстро не уходит. И если захотим избавиться от «неприемлемой» части этого прошлого, то для этого потребуются огромные усилия и долгое время. Это длительный и сложный процесс. Более того, следует сразу предупредить, что попытка одним махом «стереть прошлое» приведет к обратному результату. Поэтому ни в коем случае не следует «один раз и навсегда» перечеркивать всю прошлую жизнь. Это неверно, да это и не получится.

Кто прав?

Итак, на первый взгляд, в вашем споре обе стороны правы. Да, большая часть прошлой жизни для еврея неприемлема, но, увы, ее не так просто выкорчевать из своей души. Так что же делать?

Решение состоит в том, что на первых порах достаточно, с одной стороны, хотя бы осознавать, что прожитая жизнь была построена на нееврейских идеях, ценностях и привычках, а с другой, не пугаться, что это прошлое Вам нравится и порою даже манит. Если только Вы продолжите духовное развитие, то постепенно притягательная сила прошлого сама по себе вас оставит. Надо только этого сильно хотеть…

Материалы по теме


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше