Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек познаётся в трёх вещах: в опьянении, в отношении к деньгам и в момент гнева»В. Талмуд, Эрувин 65б

«И вот я прощаю всех, кто обидел меня»

02 октября 2011, 20:36

Отложить Отложено

Рыбницкий Ребе Хаим Занвл Абрамович (1902–1995) 

«Я не разговариваю со своим сыном уже более 20 лет», — поделился человек, который недавно ушел в мир иной. Успел ли он помириться с сыном перед смертью?

Что должно было произойти между отцом и сыном, чтобы они на долгие годы прекратили общаться? Совсем не обязательно серьезный конфликт. Возможно, причиной разрыва стала обычная проблема отцов и детей, в результате которой они перестали разговаривать, и на протяжении двух десятилетий никто из них так и не смог первым протянуть руку.
Ощутивший себя униженным человек может обидеться и замкнуться. «Не ненавидь брата своего в сердце своем!» — указывает нам Тора. Этот запрет относится прежде всего к тем, кто, не высказывая своей обиды, молчит. В отличие от физической раны, боль которой со временем проходит, боль затаенной в душе обиды лишь усиливается, пишет Рамбан. Тот, кто не разговаривает со своим другом три дня, нарушает запрет Торы: «Не ненавидь брата своего в сердце своем!»
Перед сном еврей читает слова молитвы: «И вот я прощаю всех, кто обидел меня…» Муж и жена, родители и дети, братья и сестры, друзья и родные не должны идти спать, не простив друг друга…
Однажды переживший преследования сталинского режима Рыбницкий Ребе собрал в Америке большую сумму денег и отправил посланника в Румынию, чтобы помочь преследуемым за веру евреям вырваться оттуда. Узнав о том, что посланник оказался вором и исчез вместе с деньгами, Ребе не мог уснуть. «Почему ты не спишь?» — спросил его сын. «Я не могу идти спать, ведь у меня не получится искренне сказать слова молитвы: “И вот я прощаю всех, кто обидел меня”», — ответил Ребе. Впрочем, через некоторое время реббе все же нашел в себе силы простить.
Иногда мы боимся прощать: что если этот человек повторит против нас свой проступок? Следует помнить, что он может повторить свой проступок и без нашего прощения. Прощая, мы делаем одолжение не только ему, но прежде всего себе, освобождая свое сердце от разрушающей изнутри ненависти.
Впрочем, даже простив друга в сердце своем, человек зачастую не сообщает ему об этом, опасаясь быть отвергнутым: я протяну ему руку, а он откажется ее пожать.
Однажды на конференции во Всемирном торговом центре я встретил знакомого, который был на меня обижен и не общался со мной. В зале было несколько сот человек, и я мог легко его «не заметить». Но я вспомнил слова мудрецов Талмуда: «Первым приветствуй миром каждого человека!»
Почему сказано «каждого человека»? Легко приветствовать первым друга, но совсем не просто — недоброжелателя, который может не ответить на твое приветствие. Тем не менее не жди его приветствия, сделай это первым!
Собравшись духом, я подошел к нему и при всех подал руку. Это был первый шаг, который в конце концов привел к примирению…
После того как Адам согрешил, съев запретный плод, он прятался от Б-га. Так и мы прячемся, и не только от Б-га, но и от людей, против которых согрешили, нанеся им обиду. Конечно же, Всевышний мог бы подождать, пока Адам осознает свой грех и придет с извинениями. Однако Он обратился к Адаму первым, спросив его: «Где ты?»

 

Теги не заданы