Темы: Йосеф, Ваехи, Ваишлах, Галут, Храм, Ваигаш, Яаков, Разрушение Храма, Эсав, Шма Исраэль, Рав Эльяким Залкинд
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВо встречах праотца Яакова и его сына Йосефа в главе Вайигаш и, затем, в главе Вайехи есть общее со встречей Яакова с его братом Эйсавом в главе Вайишлах. Эйсав упал на шею Яакова и плакал, и то же сделал Йосеф (согласно комментарию Раши). Всевышний сделал шею Яакова твердой, как мрамор, чтобы сдержать его эмоции, вызванные неожиданной любовью брата, который в действительности люто его ненавидел. И при встрече с Йосефом Яаков реагирует не эмоционально, а чтением «Шма» — выражение единства. Проявилось единство и во встрече с Эйсавом. Эйсав, показывая на детей Яакова, спрашивает: «Кто они?» И то же спрашивает Яаков, показывая на детей Йосефа. Что из всего этого можно выучить? Спасибо. Йеуда
Уважаемый Йеуда!
Вы очень хорошо заметили, что рассказы Торы об этих событиях — похожи, поэтому возможна связь между событиями.
В той же главе Вайигаш плачут еще два раза: Йосеф — на шее Биньямина, а Биньямин — на шее Йосефа (Берешит 45,14). Раши приводит слова Талмуда и Мидраша о том, что Йосеф плакал о двух Храмах (Первом и Втором), которые будут разрушены в наделе Биньямина, а Биньямин — о разрушении переносного Храма (Скинии) в наделе Йосефа, в Шило (поскольку слово «шея» в Писании — в Песни Песней 4,4; 7,5 и других местах — «намек» на Храм, см. трактат Брахот 30а, книгу Зоар, гл. Вайигаш 209 б).
Исходя из этого, можно увидеть «намек» и в том, что Эйсав «пал» на шею Яакова, — потомки Эйсава нападут на потомков Яакова и разрушат Второй Храм. (Слово «шея» употреблено здесь в единственном числе, а в описании плача Йосефа — во множественном: ведь разрушены будут два Храма…) И, действительно, об этом говорит книга Зоар, глава Вайишлах, 171 б.
Возможно, Йосеф при встрече с отцом плакал и о страданиях отца в разлуке с ним — в прошлом, и о будущих страданиях и разрушениях в еврейском народе, семье Яакова. (Здесь слово «шея» — во множественном числе и упомянуто два раза. Может быть, здесь есть намек и на то, что Яаков утратил пророчество — от горя потери сына. Утрата пророчества подобна отдалению Шхины — Б-жественного присутствия — от Храма. И намек на будущее разрушение Храмов и все предстоящие еще периоды отдаления Творца). Яаков же читал Шма Исраэль, «возводя» все прошлые страдания и все будущие разрушения и потери (он их уже видел, ведь пророчество вернулось к нему) — к единству Всевышнего. Видя, что, как в истории Йосефа Провидение Всевышнего раскрылось во благо и спасение, так раскроется оно и во всех будущих событиях, когда придет тому время.
О вопросе «Кто эти?» Эти слова Яакова (Вайехи 48, 8) объясняет Раши: Яаков увидел, как выйдут из Эфраима и Менаше — Йеровам, Ахав и Йеу с сыновьями, недостойные благословения (графическая форма слова «эти» — אלה — намек на их служение идолам). И Эйсав, увидев всех, кто шел с Яаковом, заинтересовался: не найдется ли здесь кого-то, с кем можно породниться и ему (найти жену). Но, конечно, искал он не праведников, а причастных к идолопоклонству. И об этом спросил: «Кто эти?» (И при изготовлении тельца те, кто желал сойти с пути истины, восклицали: «Эти — твои божества». Сказали мудрецы, что именно тогда Всевышний постановил: евреи уйдут в изгнание, где окажутся под властью Эйсава).
О том, что Яаков при встрече с Йосефом сдержал чувства и провозгласил единство Всевышнего. Конечно, возможно, что и эти пласты заложены здесь и могут открыться с углублением понимания, но мы не беремся судить об этом и не знаем подобных комментариев (что не означает, что их нет).
Какие выводы можно сделать из этого? Наверное, немало. Каждый, кто будет размышлять об этом, приобретет то, что близко ему. И продолжит вдумываться в слова Торы и в слова мудрецов, приоткрывающие неявные связи между событиями.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
На тему недельной главы Ваехи
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?