Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Перец бен Йеуда

Перец бен Йеуда — сын Йеуды и Тамар, внук праотца Яакова. Перец родился в 2228 (1532 г. до н.э.). Потомком Переца был царь Давида и, таким образом, Перец бен Йеуда стоит у истоков всей еврейской царской династии, последним царем которой будет царь Машиах.

Оглавление

Предыстория: Йеуда и продажа Йосефа [↑]

Рассказ о рождении Переца нужно, по существу, начинать с эпизода продажи Йосефа (Иосифа), в котором отец Переца — Йеуда — сыграл важную роль.

Когда братья приговорили Йосефа к смертной казни, а затем, не желая проливать его кровь своими руками, сбросили его в глубокую яму, Йеуда решился спасти его, предложив продать его проходившему мимо торговому каравану.

В заслугу того, что Йеуда избавил братьев от убийства, его потомки удостоились основать царскую династию Давида.

Чтобы скрыть продажу Йосефа, братья намочили сорванную с него рубашку в крови козленка и отослали к отцу. А когда они вернулись в Хеврон (где тогда обитал их отец Яаков), именно Йеуда сообщил отцу: «Мы нашли эту залитую кровью рубашку в пустыне, недалеко от Шхема. Узнаешь ли, это одежда твоего сына или нет?!»

Когда братья увидели, какие страшные страдания они принесли своему отцу, они раскаялись в содеянном и отвернулись от Йеуды, сказав ему: «Мы считали тебя главой. Ты предложил продать его, и мы тебе подчинились! Если бы ты предложил возвратить его к отцу, мы тоже послушались бы тебя!»

После этого Йеуда отдалился от братьев. Он поселился в городе Адуламе, где женился на Илит, дочери торговца Шуа. У них родилось три сына: Эр, Онан и Шела. Когда его первенец Эр немного подрос, Йеуда взял ему жену по имени Тамар, которая, согласно традиции, происходила из рода Шема. Вскоре Эр умер, и Йеуда женил на Тамар своего второго сына Онана (см. Берешит, 38).

Йеуда знал тайное предание, полученное от предков: если вдова выйдет замуж за брата своего покойного мужа (см. Левиратный брак — Ибум), то душа умершего воплотится в ребенке, родившемся от такого брака.

Но вскоре смерть постигла и Онана, и тогда Йеуда отослал Тамар к ее родителям, обещав женить на ней и третьего сына, Шелу, как только тот подрастет. На самом деле Йеуда надеялся отделаться от Тамар, потому что боялся, что и Шела умрет молодым, как и его братья.

Менее чем через год после смерти Онана умерла жена Йеуды Илит.

Йеуда был наказан смертью жены и детей за то, что не завершил до конца выполнение заповеди спасения человеческой жизни. Ведь, когда он спас Йосефа от смерти, сказав: «Он же наш брат, наша плоть и кровь!», ему следовало добиться того, чтобы Йосеф смог вернуться к отцу.

Йеуда и Тамар [↑]

После завершения дней траура по жене Йеуда отправился в Тимну на стрижку овец.

Около дороги он увидел женщину, закрывшую лицо покрывалом, и решил, что это блудница. Йеуда собирался пройти мимо, но почувствовал, что его неудержимо тянет к этой женщине. Всевышний послал к нему ангела, ответственного за любовное вожделение, и Йеуда повернул к блуднице как бы против собственной воли.

Йеуда обещал ей в награду за близость прислать козленка из своего стада, а в залог она попросила его печать, накидку и дорожный посох. Когда Йеуда поручил своему другу отнести ей козленка, тот не сумел отыскать ее.

Через три месяца Йеуде сообщили, что его невестка Тамар согрешила и забеременела. А поскольку она предназначалась в жены сыну Йеуды, Шеле, ее привели на суд к Йеуде, и тот приговорил ее к смертной казни. И тогда Тамар послала к нему его печать, накидку и посох, попросив передать: «Я беременна от владельца этих вещей». И она сказала самому Йеуде: «Узнай, пожалуйста, кто владелец этой печати, накидки и посоха!»

Так Йеуда был наказан по принципу «мера за меру»: как он обманул отца, сказав ему: «Мы нашли эту рубашку, залитую кровью, в пустыне. …Узнаешь ли, это одежда твоего сына или нет?!» — так и Тамар обманула его, а затем сказала: «Узнай, пожалуйста, кто владелец этой печати…»

Йеуда понял, кто была та блудница у дороги, и сказал: «Она правее меня! Она это сделала потому, что я не отдал ее моему сыну Шеле»

Казнь была отменена, а по прошествии нескольких месяцев, в 2228 году (1532 г. до н.э.) Тамар родила Йеуде близнецов, названных Перец и Зерах.

От Переца началась родословная линия, ведущая к царю Давиду.

Рождение Переца и смысл его имени [↑]

В главе Ваешев книги Берешит (Бытие) рассказывается: «И было в пору ее родов, и вот близнецы и вот близнецы. (Здесь написание) полное, а там (25, 24) с опущением (корневой буквы “алеф”), потому что один (из них был) нечестив, эти же оба праведны [Берешит раба 85].в ее чреве. И было при родах ее, и выставил руку и выставил руку (букв.: и подал). Один (из них) выставил руку наружу, а после того, как (приемница) повязала на нее карминную нить, он убрал (руку назад).(один). И взяла приемница и повязала на руку его карминную нить, говоря: Этот вышел сначала. И было: едва возвратил он руку свою, и вот вышел его брат. И сказала она: Что ты пошел напролом прорвался (пошел напролом). Преодолел силой.— И нарек ему имя Перец».

«Пошел на пролом», «прорвался» — на иврите «парац». Отсюда имя Перец, т.е. «прорывающий», первый (в духовной царской династии, корнем которой была душа Иегуды).

10 поколений от Йеуды до Давида [↑]

В главе Ваигаш, при перечислении евреев, идущих в Египет, названы сыновья Переца Хецрон и Хамул.

Хецрон (в переводе с иврита «дворец») был третьим в цепочке из 10 поколений от Йеуды до царя Давида.

Обо всей этой цепочке узнаем из книги Рут: «У Переца родился Хецрон, у Хецрона — Рам, у Рама — Аминадав, у Аминадава — Нахшон, у Нахшона — Салмон, у Салмона — Боаз, у Боаза — Овед, у Оведа — Ишай, а у Ишая родился Давид».

«Сомнительные» истории, предшествовавшие рождению Давида [↑]

Интересно, что рождению Царя Давида в его семейной истории предшествовали три «сомнительных» события, где женщины сыграли особую роль.

Первая — это история Тамар, которая, согласно мидрашу, просила Б-га не оставить ее бездетной и ради рождения детей решилась на опасный шаг.

Вторая — история о том, как дочери Лота инициировали связь с отцом, думая, что после уничтожения Сдома и Аморы других людей на земле не осталось. И от одной из дочерей родился прародитель народа Моав, от которого произошла прабабка царя Давида моавитянка Рут.

И, наконец, сама Рут, которая, придя ночью к дальнему родственнику своего мужа Боазу, потомку Переца, намекнула на свое желание вступить с ним в левиратный брак.

На это есть такое объяснение: если бы в самом начале пути Машиаха было очевидно, к чему всё идёт — встаёт сила, благодаря которой исчезнет зло, — несомненно, силы зла восстали бы и задушили его в зародыше, пока он ещё слаб. Но всё происходило таким образом, что и представить нельзя было, что из этих «неприглядных» поступков может вырасти какое-то серьёзное противостояние злу. Поэтому силы зла не чувствовали для себя угрозы и не сопротивлялись.

Примечание.

Источники:

Берешит, 37:26-27, 38:2-8, 16-22, 25-30, 46:12

Таргум Йонатан, Берешит, 38:25

Берешит раба, 85:2-5,8

Рут, 4:18-22

Выводить материалы