Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему мудрецы оправдывают поступок дочерей Лота?

Темы: Пятикнижие, Мудрецы, Лот, Разврат, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав Овадья Климовский! Мир Вам и Б-жьего водительства!!! Недавно я читал из Торы повествование о дочерях Лота, и конечно, появляется много вопросов. К примеру, поступок, который совершили с отцом, достоин не поощрения, а осуждения.

Удивителен комментарий мудрецов: «Сказал р. Хия бар Авин, сказал р. Иеhошуа бен Карха: “Пусть всегда поторопится человек исполнить заповедь. Так, например, из-за одной ночи, на которую старшая опередила младшую, потомство старшей (т.е. Рут) — удостоилось положить начало царскому роду на четыре поколения раньше младшей (Наамы — жены Шломо”».

Почему мудрецы не только не осуждают тут поступок дочерей Лота, но и засчитывают им это, как заповедь? И насколько я понимаю, то и мудрецы иногда не сходятся во мнениях, имеются существенные разногласия. А как быть немудрецам, которые должны прислушиваться к словам старших? Это ведь неверно. Ведь ДОЛЖНО БЫТЬ единое мерило, от чего отталкиваться!!! Иначе народ будет поступать так, как считает правильным. Как знать, какое мнение мудрецов верное, а какое нет? Заранее благодарен Вам за ответ.

Евгений

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Евгений! Большое спасибо за Ваши добрые пожелания и интересный вопрос, который мы для удобства поделим на две части.

1. О дочерях Лота. Прежде всего, давайте определимся, с какой точки зрения мы собираемся рассматривать их поступок. Если с точки зрения релятивистской «общечеловеческой» морали, то вопроса вообще нет — разве они кому-нибудь навредили?

Но если смотреть с точки зрения Торы, то следует проверить два аспекта: что именно было сделано (при этом — выполнена какая-либо заповедь или нарушен какой-либо запрет) и — что всегда очень существенно, а в особенности в свете Вашего вопроса — какова мотивация поступка.

Итак, первое. Рабену Бехайей пишет, что в те времена не существовало запрета на отношения между дочерью и отцом. Поэтому формально дочери Лота ничего не нарушили. А намерения свои они объяснили ясно — обе считали, что кроме них с отцом никого на свете не осталось и поэтому на них лежит обязанность сохранить человеческий род.

Однако есть и другие высказывания мудрецов об этой истории, менее позитивные. Например, несколько сборников мидрашей, говоря о событиях в пустыне в конце пребывания там народа Израиля, приводят слова мудрецов о старшей дочери: «Она начала этот разврат» [1]. (Этим мудрецы объясняют более строгое отношение Творца к Моаву, чем к Аммону). Кроме того, по преданию, причиной того, что вскоре после этого случая Авраам покинул эти места, уехав на юг, послужило желание удалиться от позора, который Лот с дочерьми навлекли на семью. Отсюда можно сделать вывод, что уже в те времена потомки Ноаха добровольно отказались от кровосмесительных связей, и поэтому поступок дочерей Лота не делал им чести среди народов.

Но здесь нужно пояснить, почему мудрецы называют это развратом, если девушки руководствовались альтруистическими соображениями, как упомянуто в приведенной Вами гмаре. Возможно, в данном случае никакого спора между мудрецами нет. Дело в том, что намерения наши при совершении различных поступков далеко не всегда однозначны. О каких-то мотивах зачастую мы и сами не догадываемся. Возможно, о чем-то подобном идет речь и в нашей истории: безусловно, основным намерением дочерей Лота было спасение мира. Иначе никак нельзя было бы ставить их поступок кому-либо в пример. Но мудрецы раскрыли нам и более глубокие пласты сознания дочерей Лота — они заодно собирались получить удовольствие от содеянного, а это уже неправильно, ведь в обычной ситуации такие отношение недопустимы. Поэтому старшая дочь, которая и не пыталась «отстроиться» от запретного удовольствия, заслужила в других мидрашах столь нелестный отзыв.

2. Теперь о разногласиях мудрецов. Это очень тонкая тема, но вкратце можно сформулировать наш подход так: «Всевышний не тиранит свои создания» (Авода Зара 3а), то есть — не требует от них невыполнимого. Если у нас есть обязанность слушаться мудрецов, это означает, что в Торе обязательно находится правило, определяющее, кого именно слушать в случае разногласий.

И мы обнаруживаем это правило там, где Тора говорит о судопроизводстве. В частности, она пишет: «…склоняйся за большинством» (Шемот 23:2). Когда Сангедрин функционировал без помех, все вопросы Закона решались именно так — голосованием. Разумеется, после подробного всестороннего обсуждения, без политики и давления авторитетом[2]. Пока же решение не принято, каждый волен поступать так, как говорят его учителя Закона, если они, конечно, имеют право именоваться таковыми.

Это помимо того, что существуют изначально различные способы служения Всевышнему, одинаково легитимные и признанные всеми[3]. Ведь, заметим напоследок, и разногласия мудрецов, как правило, лишь демонстрируют глубину и многоликость Торы (как сказали мудрецы: у Торы — 70 «лиц», граней). Каждый мудрец в соответствии со складом своей души может увидеть в Торе особую грань, и слова обоих спорящих (даже если на практике их мнения — взаимоисключающие) могут в равной степени отражать свет многогранного кристалла Б-жественной мудрости.

Весь спор зачастую сводится лишь к тому, какое именно мнение должно послужить практическим руководством здесь, в материальном мире. Это и устанавливается с помощью приведенных выше правил.

С уважением, Овадья Климовский


[1] Имеется в виду, что именно старшая дочь была инициатором идеи зачать от отца. Мудрецы подчеркивают, что и сына своего она назвала без стеснения — Моав, буквально, «от отца», тогда как младшая назвала скромно — Аммон, «сын народа моего». Подчеркивая различия между сестрами, Тора, описывая их действия, также конкретизирует больше, говоря о старшей.

[2] См. известную историю, случившуюся с рабби Элиэзером и мудрецами во время спора, Бава Мециа 59 б.

[3] Так, например, в хасидских книгах приводится, что у каждого колена Израиля в свое время был особый вариант молитвенника.

Читайте: Верховная власть мудрецов. Рабби Элиэзер и мудрецы

Материалы по теме

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

«И по законам их не ходитe» 2. Ваикра 28

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»

Почему «Б-г» через черточку?

Рав Овадья Климовский

Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.


Суккот — праздник «кущей» — называют праздником радости и веселья. О смысле праздника Суккот, его законах и обычаях, а также о тех заповедях, которые исполняют во время Суккот — читайте в этом материале. Читать дальше