Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Боаз знакомится с Рут, передает ей эстафету долгожительства и умирает?

Темы: Боаз, Шломо, Танах, Давид, Свиток Рут, Рут, Рав Яков Гельфман, Долголетие

Отложить Отложено

Шалом! Когда-то слышал урок по «Мегилат Рут», там говорили, что Боазу на момент знакомства с Рут было 400 лет, и после этого Боаз умирает. Так ли это? Потом слышал, что Рут тоже прожила довольно долго, по крайней мере, застала своего потомка — царя Давида. Получается так (извините, если звучит как ирония). Боаз знакомится с Рут, передает ей «эстафету» долгожительства и умирает. Замечено ли это мудрецами, и что об этом говорится? Спасибо!

Отвечает рав Яков Гельфман

Ваш вопрос можно разделить на две части. Первая часть — о возрасте Рут и Боаза.

В Талмуде (трактат Бава Батра 91) сообщается, что Боаз — это один из судей Израиля, Ивцан, который упоминается в Книге Судей и у которого было сто двадцать (!) детей еще до женитьбы на Рут. Логично предположить, что он был очень немолодым человеком, но конкретный возраст там не указан. (Там же сказано, что он умер сразу после женитьбы на Рут).

Второй факт, который заставляет предполагать, что Боаз был в почтеннейшем возрасте: он был внуком Нахшона. Который, в свою очередь, был одним из руководителей еврейского народа при выходе из Египта. Если учесть, что упомянутый Ивцан (он же Боаз) умер через 345 лет после выхода из Египта, получаем приличную цифру.

Несмотря на это, по некоторым мнениям, приводимым в Мидраше, ему было всего лишь восемьдесят лет. Еще есть мнение (приводится в Ме-Ам Лоэз), что ему было триста лет (то есть он родился через пять лет после вступления еврейского народа в Эрец-Исраэль). А вот его сын Овед действительно прожил более четырехсот лет (там же), и, видимо, отсюда идет распространенное мнение, что четыреста лет прожил Боаз.

О Рут говорится в Талмуде (там же), что она увидела царствование царя Шломо (Соломона), который построил Первый Храм через 135 лет после смерти Ивцана. Соответственно, ей было под двести.

Теперь вторая часть — как можно было бы объяснить это явление?

Во-первых, согласно подходу Торы, большое значение имеет непосредственная передача знания. Иными словами, информация, полученная непосредственно от свидетеля того или иного события, подействует на человека значительно сильнее, чем если бы он ее получил из третьих или четвертых рук. Этим также можно объяснить заповедь рассказать о даровании Торы внуку, а не только сыну. На основании этого можно предположить: Провидение заботилось о том, чтобы Шломо, который должен был стать царем еврейского народа, народа Торы, стоял как бы ближе к дарованию Торы. Ведь он видел свою прапрабабушку, жену Боаза, который был свидетелем вступления евреев в Эрец-Исраэль; очень небольшой временной отрезок отделял его от странствий в пустыне и знамений исхода из Египта. Соответственно, его ощущение (именно ощущение, а не просто знание) истинности этих событий было намного сильнее, чем у других людей его поколения, и, возможно, благодаря этому он смог стать великим учителем нашего народа на все времена.

Во-вторых, потомком Боаза и Рут был царь Давид, которому было обещано, что царство его будет вечным. Такое не может произойти путем обычного, естественного развития событий, ведь вечность по определению выше материального мира. (См. также «Какие основные причины египетского рабства?»).

Поэтому все, что связано с царством Давида, происходит необычным путем, так, что эти события невозможно предсказать заранее или объяснить логически. Примером может служить история Йеуды и Тамар. Видимо поэтому и в событиях с Боазом и Рут должна была проявиться рука Провидения. Ведь по простой логике даже их встреча, а тем более — брак были просто невозможны. Это и указывает на то, что Сам Творец вмешался в ход событий, чтобы произвести от этих двух праведников царство Машиаха. А для того, чтобы это было очевидно, Рут доживает до самого царствования Шломо, построившего Храм, что показывает: в этом и была цель.

Спасибо за такой нестандартный, заставляющий задуматься вопрос.

С уважением, Яков Гельфман

Материалы по теме

Ивцан — Боаз

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография верховного судьи Израиля, человека, на котором женилась моавитянка Рут, принявшая иудаизм.

Наоми советует Рут прийти ночью к одинокому мужчине и лечь у него в ногах...

Рав Эльяким Залкинд

Почему нельзя было все сделать как-то днем, более открыто и порядочно, что ли?

Почему у великих праведниц нашего народа были проблемы с зачатием и рождением детей?

Рав Давид Рахлис

Что комментаторы говорят о бесплодии Сары, Ривки, Рахели, Ханы и Рут? Зачем Всевышний так испытывал их? Как изменить человеческую природу? Почему в жизни Рут, праматери Царя Машиаха, должен был быть аспект «мертвого человека»?

Почему Йосеф не получил свою награду за стойкость, а ждал ее много лет, да еще и в тюрьме?

Рав Нахум Шатхин

Раввин отвечает на вопросы: почему праведному Йосефу пришлось так долго ждать своей награды за стойкость? Что это была за награда? И почему он был так быстро наказан за недостаток упования? Почему Боаз и Палтиэль бен-Лаиш смогли выдержать испытания более

Почему никто из жителей Бейт Лехема не хотел помогать Наоми и Рут?

Рав Натан Агрес

Рут и семя Машиаха 5. Брак по левирату и брак с моавитянкой

Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»

Обычай, согласно которому после смерти мужа бли­жайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоми­нается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды

Рут отказалась от шанса прожить нормальную жизнь, выйдя за подходящего ей молодого человека?

Рав Меир Мучник

Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: как можно учиться милосердию у Рут? Рут отказалась от своих жизненных интересов ради свекрови? Не слишком ли далеко она зашла? Рут поступила по-христиански? Можно ли ради милосердия к другим людям отказаться от личной

Талмуд. Трактат Хагига 138. Рукоятка... Лист 22-«Б»

Рав Мендель Агранович,
из цикла «Талмуд. Трактат Хагига»


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше