Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Йосеф так вёл экономику в Египте?..

Темы: Еврейские имена, Йосеф, Рахель, Египет, Яаков, Благословение, Колена Израиля, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый раввин! У меня вопросы о Якове и Йосефе.

1) Почему Йосеф так вел экономику в Египте, что разорял жителей и, в конце концов, сделал их даже рабами. Но тот хлеб, который они просили в голодные годы, был ими же выращен, а затем у них отобран с помощью новых введенных законов? Таким образом, Йосеф обогащал фараона и, возможно, выслуживался перед ним?

2) На ком женился Йосеф в Египте, и были ли его сыновья Эфраим и Менаше евреями? Понятн, что должны были быть, но каким образом?

3) Почему Яков сказал Йосефу, что Эфраим и Менаше пусть будут его, Якова, а остальные дети, которые родятся у Йосефа, будут уже Йосефа? Для чего это нужно было, и зачем самому Якову еще два сына?

4) Почему Яков выбрал для благословения именно детей Йосефа, ведь у других сыновей тоже были дети и в формировании еврейского народа они все имели равное значение?

5) Имеют ли сейчас имена сыновей Якова и предсказанная им судьба влияние на тех мужчин, которых сегодня называют их именами? Если есть связь, то стоит ли называть некоторыми из имен (например, Биньямин, которому предсказано, что забудет наставления отца, хищным волком будет рыскать по земле)?

6) Йосеф был одним из младших братьев. Почему сказано, что умирая (в 110 лет), дал завещание братьям? Или имеется в виду уже молодое поколение, которое называется «братьями», т.е., родственниками?

7) Почему Яков не захоронил Рахель в пещере Махпела? Там находились все его предки и вторая жена, почему так случилось, почему так нужно было, чтобы Рахель там не было?

8) Сказано, что у Якова родилось 12 сыновей и дочь Дина. У него рождались только сыновья или и дочери тоже, но о них ничего не говорится, кроме Дины, которая упоминается из-за истории, повлиявшей на судьбу семьи?

Спасибо. Елена, Киев

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемая Елена!

  1. Как следует из того, что написано в конце главы Ваигаш, египтяне были очень благодарны Йосефу за его экономическую политику. Давайте вкратце проанализируем ее. Йосеф узнал от Всевышнего, что хлеб скоро вздорожает, так как будет голод. Ни от кого не скрывая этого, он в течение 7 лет собирает излишки хлеба с помощью довольно необременительного налога для того состояния. Люди могли сами хранить такое же количество зерна, но не преуспели в этом. В голодные годы он не обязан был раздавать им бесплатно государственное зерно и мог бы действительно тяжко поработить все население. Хотя это и было сделано де-юре, де-факто египтяне получили для работы и земли, и скот, и зерно; все, в чем реально выражалось их рабство, была подать в 1/5 урожая, тоже не обременительная. Рамбан отмечает, что Йосеф проявил здесь большую честность и преданность власти, которой служил (а не «выслуживался») — обычно в такой ситуации, как мы с вами знаем, значительная часть денег оседает в карманах чиновников. Йосеф же не обогатился на этом, а все отдал в пользу фараона.
  1. Тора прямо говорит, что Йосеф женился на дочери Поти-фэра, существует мнение мудрецов, что это была приемная дочь, а на самом деле она была дочерью Дины и Шхема. Но даже если она была бы урожденной египтянкой, это не проблема. В те времена, до дарования Торы, евреем становился всякий, кто признавал Единого Б-га и отказывался от идолопоклонства, как это сделала, например, дочь фараона Батья. Поэтому наши праотцы женились на женщинах из окружающих народов, когда те признавали Одного Б-га. Соответственно, дети все уже были урожденными евреями.
  1. Яаков таким образом наделил Эфраима и Менаше двумя полноценными участками Земли Израиля, наравне со всеми остальными сыновьями. Именно в этом аспекте Йосеф получил первенство, потерянное Реувеном — на его долю выпал двойной надел в Земле Обетованной.
  1. Этот Ваш вопрос можно истолковать двояко: если Вы спрашиваете, за что Эфраим и Менаше удостоились благословения, то ответ прост — Йосеф привел их к отцу, и они получили браху. Когда все остальные пришли навестить Яакова, ни один не ушел без напутствия, и общая браха тоже была дана всем. Если же Вас интересует, почему евреи, благословляя детей, упоминают именно детей Йосефа, как и предсказал Яаков, то можно сказать следующее. Благословение Эфраима и Менаше особое — они выросли в галуте (изгнании) и остались праведными евреями, кроме того, им досталось особое благословение — не быть подвластными такому явлению, как «упадок поколений». То есть, они получили благословение оставаться на духовном уровне наравне со своими дядьями, сыновьями Яакова.
  1. Каждое имя влияет в какой-то мере на своего носителя, но можно не сомневаться, что все 12 сыновей Яакова были величайшими праведниками, и тот, кто будет назван в их честь, не пожалеет. Предсказания Яакова надо понимать в иносказательном смысле, один из распространенных комментариев на благословение Биньямина говорит, что речь идет о царе Шауле и его потомке Мордехае, которые вели беспощадную войну против Амалека.
  1. Йосеф умер самым молодым из братьев, мудрецы отмечают, что это было связано с его поведением, когда братья, принимая его за египетского вельможу, постоянно повторяли, говоря об отце — «твой раб, наш отец». Йосеф должен был протестовать, но, боясь выйти из роли, он молчал. Таким образом, умирая, он напутствовал своих братьев в прямом смысле слова…
  1. Яаков объяснил Йосефу, почему его мать похоронена не только не в Махпеле, но даже не в городе, а у дороги, — так велел Всевышний, зная, что молитвы Рахели на небесах помогут ее детям, когда Невузардан будет угонять их на чужбину, в Вавилон. Тогда их путь будет лежать мимо могилы Рахели, и это поможет евреям в будущем. Пророк Ирмияу описывает плач Рахели, а также обещание Всевышнего, что ее дети вернутся на родину.
  1. Есть мнение, что вместе с каждым из братьев рождалась сестра-близнец, но нам ничего о них неизвестно. Дина, действительно, многому научила нас своим печальным примером.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Они являются наиболее уважаемыми личностями еврейской истории, «столпами» как еврейского мировоззрения, так и других «авраамических» религий. Читать дальше