Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография пятого сына Яакова, который стал родоначальником одного из колен.

Дан бен Яаков (דן; 2195—2320 гг. /1565—1440 гг. до н.э./) — пятый сын праотца Яакова (см.); один из родоначальников народа Израиля.

Родился в Харане 9 элуля 2195 года (Берешит 30:5—6; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). Он был первенцем Билы, служанки Рахели, которую Рахель дала в жены Яакову (Берешит 30:3—4).

Учился под руководством отца (Шмот раба 1:1).

Женился на моавитянке Афлалат, дочери Хамудана (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот). В течение долгих лет у них не было детей, а затем родился единственный сын, которого назвали Хушим; у него было и второе имя — Шухам (Берешит 46:23; Бемидбар 26:42, Раши; Сефер аяшар, Вайешев). Согласно большинству версий, именно Хушим убил Эсава, который препятствовал погребению Яакова в пещере Махпела (Сота 13а; Сефер аяшар, Ваехи; Ялкут Шимони 162). А по версии некоторых комментаторов, Хушим лишь ранил Эсава, но смертельный удар нанес ему Йеуда (см.) (Тосафот, Гитин 55б).

Дан умер в Египте в 2320 году /1440 г. до н.э./ в возрасте 125 лет (Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). Саркофаг с его телом был вынесен из Египта его потомками в день исхода, а после завоевания земли Израиля погребен в наделе его колена — в городке Эштаоль (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

И хотя всё колено потомков Дана происходило от его единственного сына, тем не менее, оно стало вторым по величине после колена Йеуды, и при выходе из Египта насчитывало шестьдесят две тысячи семьсот мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:38—39), а перед вступлением в землю Израиля — шестьдесят четыре тысячи четыреста (там же 26:42—43).

К колену Дана относился искусный мастер Оолиав, сын Ахисамаха, который был ближайшим помощником Бецалеля (см.) при изготовлении Шатра Откровения и всех его принадлежностей (Шмот 31:6).

Стан Дана располагался к северу от Шатра Откровения, и выступал в путь последним, помогая в дороге ослабевшим и отстающим (там же 2:25—31, 10:25, Даат зкеним). Знамя колена Дана было цвета сапфира, и на нем — изображение змеи (Бемидбар раба 2:7). Ведь праотец Яаков, благословляя сыновей перед смертью, сказал: «…Будет Дан змеем на дороге» (Берешит 49:17). В этих словах содержался намек на потомка Дана, судью Шимшона (см.), возглавлявшего борьбу народ Израиля против филистимлян (см. Шофтим 13:1—16:31), — он будет разить врагов подобно могучему змею (Ункелус, Берешит 49:17).

При разделе земли потомки Дана получили надел у Средиземного моря, в центре страны, в районе городов Яффо и Бней-Брак. Но кнаанцы, прежде населявшие эту землю, сумели вытеснить их с предназначенного участка. И тогда потомки Дана ушли на север страны, где отвоевали у финикийцев крупный город Лешем, называемый также Лаиш. Они поселились в нем, назвав этот город «Дан» — в честь основателя своего колена (Йеошуа 19:40-48; Шофтим 1:34, 18:27—29).

В 2964 году /796 до н.э./ еврейское государство раскололось на два царства: южное — Иудея и северное — Израиль, к которому отошло колено Дана. И чтобы евреи из северных колен перестали совершать паломничество в Иерусалимский Храм, царь Израиля Яровам установил в Дане золотого тельца (I Мелахим 12:27—29). И тогда, согласно преданию, часть колена Дана восстала против царя-идолопоклонника, а затем бежала в Египет, позднее поселившись еще южнее — в стране Куш (Эфиопия). Впоследствии, после изгнания десяти северных колен, к потомкам Дана присоединились также беженцы из колен Нафтали, Гада и Ашера, и вместе они создали там еврейское государство (Сефер Эльдад аДани; Седер адорот).

В 4640 году /ок. 880 г. н.э./, через полтора тысячелетия после изгнания северных колен, еврейские общины Вавилона (Ирака), Северной Африки и Испании посетил путешественник из страны Куш р. Эльдад аДани, который, по его словам, принадлежал к колену Дана. Он рассказал, что эти четыре колена до сих пор живут в независимом государстве — «на них нет ярма других народов, но только — ярмо Торы». У них есть весь Танах, но они не читают «Свиток Эстер» в Пурим, поскольку не были свидетелями того чуда. Им неизвестны имена мудрецов Мишны и Талмуда, а все законы Устной Торы они передают так: «Сказал Йеошуа бин Нун от имени Моше, услышавшего из уст Б-га». У них есть суд Торы, который уполномочен приговаривать даже к четырем видам смертной казни. Они говорят только на святом языке (иврите) (Сефер Эльдад аДани; р. Менаше бен Исраэль, Миквэ Исраэль 28—29; Хипус асерет ашватим с. 1—15).

На свидетельства Эльдада аДани ссылались такие выдающиеся мудрецы Торы, как р. Хисдай Ибн Шапрут, р. Моше Даршан, р. Авраам бар Давид (Раавад), р. Давид Кимхи (Радак), р. Авраам, сын Рамбама и многие другие (Миквэ Исраэль 28; Энциклопедия левейт Исраэль т. 2). Рассказ об его путешествии был впервые опубликован на святом языке в 5240 году /1480 г./, а затем многократно переиздавался, в том числе и на других языках: на латыни, на арабском языке, на языке идиш и т.д. (русский перевод этой книги был включен в издание «Три еврейских путешественника. Вениамин Тудельский, Петахий Регенсбургский, Эльдад аДани», СПб, 1881).

Через три века после р. Эльдада аДани другой знаменитый еврейский путешественник Биньямин из испанского города Туделы засвидетельствовал в своей книге Сефер амасаот, что обнаружил в персидской провинции Нашпур еврейское государство, населенное представителями колен Дана, Ашера, Звулуна и Нафтали, — и возможно, речь идет о той части колена Дана, которая была изгнана ассирийцами вместе с остальными северными коленами.

В 5593 /1833/ году удалось обнаружить еще одну нить, ведущую к потомкам колена Дана, когда глава иерусалимской общины р. Исраэль из Шклова направил своего ученика р. Баруха из Пинска на поиск «десяти потерянных колен», часть из которых обитала, по имеющимся сведениям, в труднодоступных пустынях Аравийского полуострова. Достигнув столицы Йемена Саны, р. Барух отправился вглубь пустыни, по направлению к городку Хайдан, где, по мнению раввинов Йемена, действительно, обитали потомки колена Дана. В пустыне экспедиция р. Баруха встретила пастуха, сообщившего, что он из колена Дана. Однако пастух отказался проводить их в свой стан, но лишь согласился передать главе своего колена письмо от р. Исраэля из Шклова. Вскоре р. Барух был убит по приказу имама Йемена, и едва наметившаяся связь оборвалась (Везэ шаар ашамаим с. 229—230; Хипус асерет ашватим с. 183—184).

В 5733 /1973/ году главный сефардский раввин Израиля р. Овадья Йосеф вынес алахическое постановление, в котором признал эфиопское племя фалашей, соблюдавшее до наших дней многие законы Торы, потомками колена Дана, и призвал всячески способствовать их возвращению на Святую Землю — но далеко не все авторитетные законоучителя поддержали это решение. В последующие годы большинство представителей этого племени было репатриировано в Израиль, где они прошли «гиюр из сомнения» (Энциклопедия левейт Исраэль т. 17, с. 141).

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?