Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И Вс-вышний прислушивается к жалобе бедняка, как сказано: «…и крик бедных услышит Он». Поэтому следует остерегаться вызвать их жалобы, ведь с ними заключен Б-гом союз, как сказано: «И будет, когда он закричит ко Мне, услышу Я, ибо Я милосерден».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Тамар и Зулеха

22 ноября 2010, 03:36

Отложить Отложено

Тора рассказывает, как Тамар завлекла Йеуду, а потом родила от него близнецов. И пошло от этих близнецов колено Йеуды, т.е. они дали начало большинству нынешних евреев. Мы с вами — от Тамар!

Сразу после истории с Тамар начинается описание жизни Йосефа в Египте. И в самом зачине идет эпизод с женой Потифара — тоже попыталась завлечь Йосефа. Правда, ничего не вышло. Можно сказать, небо уберегло Йосефа. А про Йеуду нельзя сказать, что небо его уберегло. Ибо не уберегло.

Так чем «способы» Тамар и жены Потифара отличались друг от друга? Я бы сказал, что Тамар действовала более откровенно и изощрено: переоделась нехорошей женщиной, села у дороги, явно обозначив свою профессию. А жена Потифара ни в кого не переодевалась, у дороги — на виду у всех — не садилась. За что же с ней так круто? Она — злодейка, а Тамар — праведница. Почему?!

На стих «А Йосеф был уведен в Египет» Раши пишет: «Почему история с женой Потифара идет сразу за историей с Тамар? Чтобы сказать тебе: как та поступила во имя небес, так и другая поступила во имя небес».

В книге рава Шалома Швадрона читаем: если обе поступили «во имя небес», почему одна праведница, а вторая злодейка?

Разве в делах человека недостаточно правильного намерения? Разве есть еще что-то, что важнее стремления поступить верно и по закону, предписанному Торой?

Оказывается, недостаточно.

Сколько мы видим родителей, которые кричат на своих детей. Спрашиваем: зачем? Отвечают: чтобы вырастить их правильными людьми. Т.е. для их же пользы. Т.е. своего рода — «ради небес», с правильным намерением. Не для себя, мол, стараемся, а для них.

И сколько раз мы видели, как соседи ругаются. Зачем? А как же — чтобы на шею не садились, чтобы указать, что надо и других людей вокруг себя замечать, чтобы не безобразничали и т.д. Т.е. и здесь намерения вполне взвешенные, неискаженные, чистые и целомудренные.

А сколько мы встречали начальников, которые грубят своим подчиненным и мучают их — для пользы дела, чтобы работали лучше, не лодырничали (интересный язык, не правда ли? Язык рабовладельцев).

Спроси любого, почему он обидел слабого, пристыдил пойманного, наказал, как он считает, провинившегося, обругал нерадивого, — и он тебе ответит: во имя небес. Или как-нибудь по-другому, не столь пафосно, но по смыслу очень близко к «небесной» формулировке.

Так что возвращаемся к нашему вопросу. Почему «во имя небес» не хватает? Настолько не хватает, что жену Потифара, намеревавшуюся стать праматерью будущего Машиаха бен Йосеф, Тора оставила ни с чем и даже обеcславила? А Тамар, задумавшую стать прародительницей Машиаха бен Давид, мы с удовольствием чтим как мать своего колена?

Рав Швадрон пишет, что египтянке не хватило самой малости: сердечной чистоты и душевных качеств. Она шла к своей цели, не разбирая дороги, не думая о других. Она была готова обидеть человека, нанести ему травму — прикрываясь при этом величием цели и желанием все сделать «во имя небес».

Когда Тамар вели на смерть, она не выдала Йеуду, но дала ему возможность признаться в содеянном самому, отослав три предмета, взятых у него в качестве залога.

Шла на смерть, но не хотела его позорить.

Потифарова жена была готова опозорить Йосефа — да так и поступила.

В этом вся разница. В этом весь диапазон между праведностью и злодейством. Один почин, одно стремление — ради небес! — но разный результат.

Теги: Мусар, Недельный раздел