Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему прародительницы Машиаха относились к числу женщин, связь с которыми запрещена?

Темы: Шломо, Машиах, Давид, Тамар, Рут, Добро и Зло, Рав Яаков Гельфман

Отложить Отложено

Шалом. Уважаемый Рав, скажите, пожалуйста, как объяснить то, что прародительницы МашиахаТамар, Рут и Бат-Шева — относились к числу женщин, связь с которыми запрещена? Нельзя ли было замыслу ГаШема осуществиться иначе? А также: зачем об этом упоминается в ТаНаХе? Элия

Отвечает Яков Гельфман

Уважаемый Элия,

Ваш вопрос затрагивает очень глубокие аспекты Торы и Б-жественного провидения. Попробую немножко прояснить то, что понял сам, и то, что можно прояснить в рамках короткого ответа.

Прежде всего, нужно отметить, что эти праведницы и их мужья не нарушали законов Торы. Да, Тамар была невесткой Йеуды, а невестка запрещена тестю по Торе. Но, так как дело происходило до дарования Торы, запрет ещё не вступил в силу. В этом мы можем убедиться на примере отца Моше РабейнуАмрама, который женился на своей тёте Йохевед. После дарования Торы такие браки были запрещены. (Об этом ясно говорит Тора, см. Шмот 6:13-20 и Бемидбар 26:59).

Рут была моавитянкой, дочерью народа, браки с представителями которого запрещены Торой. Но мудрецы, исследуя закон Торы, пришли к выводу, что запрещены браки только с мужчинами-моавитянами, но не с женщинами, см. мишну Йевамот 7:3. А помазание Давида на царство стало подтверждением этого постановления мудрецов: ведь только кошерный еврей может быть царём (смотрите раздел Шофтим в книге Дварим).

И, наконец, Бат-Шева была замужем во время их первой встречи с царем Давидом — такое впечатление складывается, когда мы читаем текст без комментариев. На самом деле она была разведена, как все жёны, чьи мужья шли на войну: тогда все давали женам перед походом разводное письмо — чтобы жена не осталась «агуной» («соломенной вдовой»), если муж пропадет без вести, и могла бы вновь выйти замуж. Это объяснение приводится в начале талмудического трактата Ктубот (10). И по-другому быть не может: ведь женщина, которая была совращена, не имеет права выйти замуж за своего любовника (см. мишну Йевамот 2:8), а царь Давид искренне раскаялся в своём грехе, но не оставил Бат-Шеву. И царь Шломо, родившийся от этого брака, удостоился построить Первый Храм благодаря заслугам царя Давида.

Но, несмотря на сказанное, Ваш вопрос остаётся в силе. Потому что всё равно получается, что царство Мошиаха рождается каким-то странным образом — если не запретным, то близким к запретному. Тем более, то, что «сомнительные» события повторяются три раза, свидетельствует о закономерности, о том, что «так и должно было быть». Т. е. Творец мира хочет, чтобы история Мошиаха была именно такой. Почему?

Семь «сущностей» были созданы ещё до сотворения мира, и одна из них — это имя Мошиаха. Что значит «созданы до сотворения мира»?

В этом мире воздействие Творца скрыто, так как в нём всё происходит по законам природы, постоянным и предсказуемым. До сотворения мира — законы природы не действовали, Творец не скрывал Себя. То, что было создано до сотворения мира, призвано показать нам воздействие Творца на мир там, где оно скрыто.

И, если всё в мире происходит в понятном и естественном порядке, то, что создано до сотворения мира, должно проявиться неожиданным и непредсказуемым образом, чтобы стало очевидно: это могло произойти только благодаря особому Провидению. Ведь самого Творца сотворенные «увидеть» не могут, Он бесплотен и вмещает весь мир («Б-г вмещает мир, а не мир вмещает Б-га» — Берешит Рабба 68). Но Его деяния, чудесные и удивительные, мы «видеть» можем.

Поэтому, как мне кажется, и рождалось еврейское царство таким окольным путём. Ведь если бы всё шло как по маслу, мы бы сказали: «Понятно, что царь происходит из этого рода, кто еще достоин престола». А в реальности даже пророк Шмуэль, уровень которого был — как уровень Моше и Аарона «вместе взятых», не угадал, кто станет царём. Только Б-г мог знать, на что способен этот человек незавидной судьбы и происхождения. И через много лет после тех событий мы с полной уверенностью можем сказать: «Только Всевышний, осуществляя Свой план, мог привести к такому повороту событий».

Но, конечно, это ещё не всё. Есть и более глубокие причины, по которым путь царства должен быть именно таким. И полное их понимание станет возможным, видимо, только после прихода Мошиаха. Но, основываясь на том, что сказано в святых книгах, можно попробовать осторожно предположить, какая тайна кроется за этим. Хочу с Вами поделиться тем, что понял сам.

Итак, нам открыта, как сказано, материальная составляющая мира, а духовная — скрыта за завесой материального. Поэтому возможно такое положение, при котором бездуховный человек говорит: «Я уже сорок лет вскрываю трупы, но души ещё не обнаружил» (и это даже не смешно, ведь душа покидает умершего), в то время как пророк говорит: «Полна вся земля славой Его!» (Йешаягу 6:3).

Чему можно уподобить путь, выбранный Всевышним, чтобы привести Мошиаха?

Пути разведчика в чужой стране. Разве может он прямо заявить о своих намерениях? Конечно, нет, ведь так он сразу провалит свою миссию! Так и человек, который стремится к духовному, не может пренебрегать материальным: он должен «умиротворить» и материальную составляющую, и даже заповеди соблюдать таким образом, чтобы не показаться слишком праведным, не вызвать сопротивления сил зла.

Ведь если он скажет просто: вот сейчас начну делать всё наилучшим образом, не считаясь с потребностями тела, вся его природа восстанет против него и он не сможет выстоять. Тем более — если в его планах и взаимодействие с другими людьми: люди почувствуют угрозу с его стороны и не дадут ему осуществить задуманное.

В этом и одна из причин антисемитизма. Когда народы видели праведность евреев, их твёрдость в следовании истине, они не могли этого вынести, т. к. чувствовали себя униженными или «не при деле». И восставали против этого.

Вернёмся к нашему вопросу. Если бы в самом начале пути Мошиаха, то есть духовного исправления мира, было очевидно, куда ветер дует, к чему всё идёт — встаёт сила, благодаря которой исчезнет зло, — несомненно, силы зла восстали бы и задушили его в зародыше, пока он ещё слаб. Но всё происходило таким образом, что и представить нельзя было, что из этих «неприглядных» поступков может вырасти какое-то серьёзное противостояние злу. Ведь сами эти поступки были как бы «облачены» в зло. Поэтому силы зла не чувствовали для себя угрозы и не сопротивлялись.

Надеюсь, что удалось что-то прояснить, но если и не очень, — ничего страшного, ведь за этим кроется тайна, которую до прихода Мошиаха мы не сможем полностью постичь.

С уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме