Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если друг нуждается в твоей помощи, чтобы разгрузить осла, а недругу требуется помощь в нагрузке осла, иди и помоги недругу, чтобы преодолеть своё побуждение ко злу, и хотя заставлять животных страдать запрещено Торой, но подчинение злого начала предпочтительнее»Талмуд, трактат Бава Мециа 32

Неевреи будут коэнами и левитами?

Темы: Танах, Коэн, Неевреи, Пророки, Левиты, Йешаягу, Давид Вертлиб

Отложить Отложено

Шалом! Помогите понять, как толкуются слова Иешайи: «…приходит (время) собрать все народы и языки, и придут они, и увидят славу Мою. И Я сделаю среди них знамение, и пошлю спасенных из них к народам — в Таршиш, к Пулу и Луду, натягивающим лук, к Тувалу и Йавану, на острова дальние, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей, и возвестят славу Мою среди народов. И приведут всех братьев ваших от всех народов в дар Г-споду на конях, и колесницах, и в повозках, и на мулах, и на верблюдах на гору святую Мою, в Йерушалаим, — сказал Г-сподь, — подобно тому, как сыны Йисраэйля (приносят) дар в сосуде чистом в дом Г-сподень. И из них также брать буду в священники и лейвиты, — сказал Г-сподь» (66:18—21). Понятно, что наши братья от всех народов, подобно сынам Исраэля, будут приносить дары Г-споду, но как возможно, что Г-сподь будет брать их в священники и левиты?.. С уважением, Михаил

Отвечает рав Давид-Йеуда Вертлиб

Йешайя говорит об окончательном избавлении, об этом же пророчествует и Захария (14:2): «И соберу все народы на войну против Иерусалима…». Во времена Гога и Магога все народы соберутся на битву за Иерусалим, но Творец поразит их. При этом Всевышний намеренно оставит часть из них в живых, чтобы они вернулись домой, во все части света. Там они возвестят о всемогуществе Творца, о том великом поражении, которое их постигло, и о том, что все замыслы и устремления человека тщетны и ничтожны перед Замыслом Господа. Тогда все народы мира признают власть Творца, и, подобно дорогому подарку, приведут всех живущих у них евреев, чтобы поселить их на Святой земле и возобновить Храмовое служение.

Далее сказано: «…И также от них возьму Я в коэны и левиты, молвил Г-сподь…» (66:21). Раши комментирует это следующим образом: «Из народов, приводящих (то есть у неевреев), и из приводимых (то есть евреев) возьму коэнов и левитов, ведь предо Мною известны коэны и левиты, которые у вас, и Я выберу их из вас, и будут служить Мне, сказал Г-сподь». Это как раз то, что написано в книге Дварим 29:28: «Сокрытое — Господу Б-гу нашему, а открытое — нам и сыновьям нашим…». Имеется в виду, что не только из евреев, которые знают, что они евреи, но и из евреев, которые полностью растворились среди неевреев и считают себя неевреями, — тоже будут взяты коэны и левиты.

Мецудат Давид пишет, что Всевышний определит, кто является коэном и левитом и среди тех евреев, которые в изгнании утратили традицию о том, что они коэны и левиты, и считают себя простыми евреями. Радак поясняет, что евреи, живущие среди неевреев, настолько ассимилированы и погружены в чужую культуру, что не придут со своими братьями в Землю Израиля, но, тем не менее, от них будут взяты коэны и левиты. Радак также приводит мнение своего отца, который объясняет, что «…также от них возьму Я в коэны и левиты» означает «ДЛЯ коэнов и левитов». То есть Вс-вышний «возьмёт» неевреев на работы для нужд коэнов и левитов — «дровосеками и водоносами», как в своё время гивонитян. Только в отличие от них, новые помощники коэнов и левитов будут из самых великих и уважаемых неевреев.

С уважением, Давид Вертлиб

Материалы по теме