Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нафтали бен Яаков (נפתלי; 2197—2330 гг. /1563—1430 гг. до н.э./) — шестой сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Родился в Харане 5 тишрея 2197 года /1563 г. до н.э./; второй сын Билы, служанки Рахели (Берешит 30:7—8; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар).

Изучал законы Б-га под руководством отца (Шмот раба 1:1). Обладал умением исключительно ясно и красиво выражать свои мысли (Бемидбар раба 14:11) — не случайно Яаков сказал о нем: «Нафтали… произносит прекрасные речи» (Берешит 49:21).

Проявлял особое рвение при выполнении заповеди почитания родителей и доставлял Яакову много радости (Бемидбар раба 14:11). Он отличался также уникальной расторопностью и стремительностью — по словам отца, был подобен «быстроногому оленю» (Берешит 49:21), — и поэтому Яаков обычно посылал его с различными поручениями (Бемидбар раба 14:11).

В 2216 году /1544 г. до н.э./, когда братья, желая скрыть от отца продажу Йосефа (см.), намочили его рубашку кровью козленка, именно Нафтали был отправлен впереди всех, чтобы подготовить отца к страшной вести, — а затем уже, по возвращении всех братьев, Йеуда спросил у Яакова: «Узнаешь ли, это одежда твоего сына или нет?!» (Берешит 37:32; Сефер аяшар, Вайешев; Берешит раба 84:19; Седер адорот).

Собираясь жениться, Нафтали отправился в Харан и взял в жены Меримат, дочь Аморама бен Уца, происходившего из семьи Нахора, брата праотца Авраама (см.). Они поселились в Хевроне, рядом со всей семьей Яакова (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот). У Нафтали и Меримат было четыре сына: Яхцеэль, Гуни, Йецер и Шилем (Берешит 46:24).

В 2238 году /1522 г. до н.э./, когда Йосеф открылся братьям в Египте, именно Нафтали был отправлен вперед к отцу, чтобы сообщить ему, что Йосеф жив (Таргум Йонатан, Берешит 49:21). А когда в 2256 году /1505 г. до н.э./ Эсав воспрепятствовал погребению Яакова в пещере Махпела, утверждая, что место в этой семейной усыпальнице принадлежит ему, Нафтали спешно отправился из Хеврона в Египет, чтобы привести купчую грамоту, в которой было указано, что Эсав продал право на пещеру Яакову (Сота 13а; Сефер аяшар, Ваехи; Берешит раба 98:17).

Нафтали бен Яаков умер в Египте в 2330 году /1430 г. до н.э./ в возрасте 133 лет (Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). Саркофаг с его останками был вынесен из Египта, а после завоевания Земли Израиля погребен в наделе его колена — в городе Кадеш-Нафтали (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Потомки Нафтали составили одно из двенадцати колен народа Израиля. При выходе из Египта его колено насчитывало пятьдесят три тысячи четыреста мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:43), а перед вступлением в землю Израиля, в степях Моава, в нем было сорок пять тысяч четыреста мужчин (там же 26:50).

Колено Нафтали входило в стан Дана, располагавшийся к северу от Шатра Откровения (там же 2:25—31). Знамя колена Нафтали напоминало по цвету прозрачное вино, и на нем была изображена быстроногая лань (Бемидбар раба 2:7).

При разделе Земли Израиля потомки Нафтали получили плодородный надел на севере страны — в районе озера Кинерет (Бава батра 122а; Берешит раба 98:17).

Выходцем из колена Нафтали был полководец Барак, сын Авиноама, возглавивший победоносную войну сынов Израиля против кнаанского военачальника Сисры (Шофтим 4:6—10, 5:18; Бемидбар раба 14:11).

Поскольку потомки Нафтали располагались на самом севере страны, они были изгнаны ассирийцами первыми, в 3187 /573/ году (II Мелахим 15:29; Седер адорот акацар).

Еврейский путешественник Эльдад аДани, посетивший в 4640 году /ок. 880 г. н.э./ общины Вавилона (Ирака) и других стран, утверждал, что часть изгнанников из колена Нафтали поселилась в восточной Африке, где вошла в состав еврейского государства, основанного коленом Дана (Сефер Эльдад аДани; Хипус асерет ашватим). А еще три века спустя /в XII в./ другой знаменитый еврейский путешественник Биньямин из Туделы обнаружил представителей колена Нафтали в персидской провинции Нашпур (Сефер амасаот) — и возможно, это были потомки изгнанников, переселенных на территорию Ассирии, а затем ушедших еще дальше на восток.

с разрешения издательства Швут Ами


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше