Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Для праведника, который преодолевает в себе зло и поступает так, как это требует от него Творец и Его Тора, злое начало — это самое большое благословение. Именно благодаря влиянию злого начала у него есть свобода выбора.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер
Ни власть имущие, ни народ не желали слушать грозных предостережений. А поскольку Амос, как и величайший из пророков Моше, заикался, толпа издевательски насмехалась над ним.

Амос (עמוס) — пророк в период Первого Храма.

Происходил из колена Ашера (Седер адорот 3110).

Был богатым владельцем стад в Текоа, в наделе Ашера (Амос 1:1, 7:14-15, Раши; Недарим 38а).

Учился у пророка Ошеи (см.) и получил от него посвящение (Рамбам, Аяд Ахазака, Акдама; Седер адорот 205).

Начал пророчествовать в 3110 году /650 г. н.э./ (Седер адорот 205).

Амос предсказывал катастрофу, ожидающую весь народ Израиля. «И пошлю Я огонь на Иудею, — говорил он от имени Б-га, — и пожрет он дворцы Иерусалима» (Амос 2:5). За что евреи будут наказаны? «За то, что отвергли они Тору Б-га и уставов Его не соблюдали — они были обмануты своей ложью» (там же 2:4).

И подобная же кара ожидает северные колена. «Вот, Я придавлю вас, как давит повозка, груженная снопами, — передавал пророк слова Творца, обращенные к жителям Израиля, — быстрый не сможет убежать и сильный не устоит со своей силой…» (2:13-14).

Почему гнев Всевышнего обрушиться именно на евреев? Амос дает, на первый взгляд, парадоксальный ответ: «Только вас Я признал из всех племен земли — поэтому и взыщу Я с вас за все грехи ваши» (3:2). Именно потому, что Всевышний избрал Израиль, Он стремится очистить Свой народ от грехов искупительными страданиями (Рамбан, Шаар агмуль 10).

Однако ни власть имущие, ни народ не желали слушать грозных предостережений. А поскольку Амос, как и величайший из пророков Моше (см.), заикался, толпа издевательски насмехалась над ним: «Из всех Своих созданий Б-г не нашел никого другого, кроме этого заики, чтобы доверить ему Свои откровения?!» (см. Ваикра раба 10:2, Маарзо).

А Амос настойчиво утверждал от имени Б-га: «Погибнут от меча все грешники Моего народа, которые говорят: “Не постигнет и не придет на нас это бедствие!” (Амос 9:10, Радак).»

В 3114 году /646 г. до н.э./ в Израиле воцарился Яравам, сын Йоаша, который продолжал служить идолам, установленным в Бейт-Эле и Дане (II Мелахим 14:23-24). Амос пришел в Бейт-Эль и при большом стечении народа объявил от имени Б-га: «И восстану Я с мечом на дом Яравама!» (Амос 7:9). Главный жрец Бейт-Эля Амация сразу же донес царю, будто Амос призывает к бунту. А от самого пророка Амация потребовал: «Иди, провидец, беги в страну Йеуды и там ешь хлеб, и там пророчествуй! А в Бейт-Эле больше не пророчествуй, ибо тут святилище царя и дом царский» (7:10-13).

Но Амос не отступил. С суровой ясностью он предсказывал опьяненному грехами народу близкое будущее — изгнание и рассеяние среди других народов. «Повелю Я, — передавал Амос слова Б-га, — и встряхну дом Израиля среди всех народов, как трясут решетом» (9:9).

Тогда, в изгнании, прервется прямая связь между евреями и Творцом, осуществляемая через Его пророков. «Вот наступают дни, — предрекал Амос от имени Б-га, — …когда пошлю Я голод на землю. Не голод без хлеба и без воды, а голод и жажду по слову Б-га!» (8:11).

Но в конце долгого изгнания придет избавление: «И возвращу Я изгнанников Моего народа, Израиля, и отстроят они опустевшие города и поселятся в них, …и разведут сады и будут есть их плоды. И поселю Я их на земле их, и не будут они больше вырваны из своей земли, которую Я дал им, — сказал Г-сподь Б-г» (9:14-15).

В конце времен, после возвращения изгнанников, будут восстановлены династия царя Давида (см.) и Храм. Амос образно предрекает: «В тот день подниму Я кущу Давида, которая упала, …и восстановлю разрушенное и отстрою, как было в дни древности» (9:11, Раши и Маари Кара).

Пророк говорит о далеком будущем с такой ясностью и уверенностью, как будто предсказанные события уже произошли на его глазах. И он сам поясняет: «Ведь Г-сподь Б-г не делает ничего, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7).

Его учеником был пророк Йешая (см.) (Седер адорот 3140).

с разрешения издательства Швут Ами


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.