Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

С чего начать исправление своего характера, поступков — себя?

Темы: Гордыня, Тшува, Рамбан, Гнев, Исправление качеств, Самосовершенствование, Рав Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Здравствуйте. С чего начать исправления своего характера, поступков — себя? Д.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый Д.,

Предлагаю Вам путь, который великий еврейский мудрец Рамбан описывает в известном наставлении своему сыну (Игерет а-Рамбан — Послание Рамбана). Ниже до конца ответа — текст послания в переводе на русский язык.

С уважением, Зеев Гершензон

«Слушай сын мой, наставление отца твоего и не отказывайся от учения матери твоей» (Мишлей 1, 8).

Всегда произноси спокойно все речи свои, разговаривая с каждым человеком и в любое время. Так ты избежишь гнева — дурного чувства, заставляющего человека грешить. И так сказали наши мудрецы (Нэдарим 22а): «Над тем, кто гневается, властвует Геином (ад), как сказано (Коэлет 11, 10): И удаляй гнев от сердца твоего, и отведешь бедствия от плоти твоей. А нет другого бедствия, кроме Геинома, как сказано (Мишлей 16, 4): Все сотворил Господь для почитателя Своего, а нечестивого блюдет на день бедствия».

И когда ты избавишься от гнева — в твоё сердце войдёт смирение, которое является самым благим из всех добрых качеств, как сказано (Мишлей 22, 4): «За смирением — трепет пред Всевышним».

Благодаря смирению в твоё сердце войдёт трепет перед Всевышним, ведь всегда будешь помнить, «откуда ты пришёл и куда ты идёшь» (Авот 3, 1), и что ты — «прах и тлен» при жизни, а тем более — после смерти. А также «пред Кем тебе предстоит дать отчёт? — пред Царём Славы», как сказано (Диврэй а-Йамим II, 6, 18): «Ведь небо и небеса небес не могут вместить Тебя», тем более — сердца сынов человеческих! И сказано ещё (Ирмиягу 23, 24): «Ведь небо и земля полны Мною, — сказал Всевышний». И когда задумаешься обо всем этом — будешь трепетать перед Творцом и убережёшься от греха.

Обладая этими качествами, ты будешь рад своей участи.

И когда ты станешь смиренным и скромным перед каждым и будешь бояться Б-га и греха — будет на тебе дух Шехины (Б-жественного присутствия) и Её славное сияние, и будет ожидать тебя Мир Грядущий.

Теперь же, сын мой, знай, что тот, кто возвеличивается в сердце своём перед другими людьми — восстаёт против Царства Небес. Ведь он как бы похваляется одеяниями Небесного Царства, хотя сказано (Тэилим 93, 1): «ВСЕВЫШНИЙ — Царь, величием облекся» (Т.е. Всевышний, а не ты, Царь — прим. пер.).

И чем гордиться сердцу человеческому? Богатством? «Господь делает нищим и обогащает» (Шмуэль I, 2, 7)! Славой? Так ведь и она принадлежит Всевышнему, как сказано (Диврэй а-Йамим 29, 12): «И богатство, и слава — от Тебя». Как же хвалиться человеку славой Того, Кто его сотворил?

Если же мудростью — то «Он отнимает речь у людей надежных и старейшин лишает разума» (Ийов 12, 20). Видим, что пред Всемогущим все равны, ведь гневом Своим Он смиряет гордецов и по Воле Своей возвышает униженных. Поэтому смиряй себя, и Всемогущий тебя возвысит.

Засим объясню я тебе, как научиться постоянному смирению. Все слова свои произноси спокойно, голова пусть будет склонена и глаза — устремлены вниз, к земле, а сердце — ввысь. И не смотри на человека в упор, когда говоришь с ним. И всякий человек пусть будет выше тебя самого в твоих глазах: если он мудр или богат — ты обязан оказывать ему уважение. А если он бедняк, а ты — богаче или мудрее его, то подумай в сердце своём, что у тебя заслуг меньше, а у него больше. Ведь если он допускает грех — то ненамеренно, а ты — по злоумышлению.

При всех своих словах, делах и мыслях, в любое время думай в сердце, будто ты стоишь перед Святым, Благословен Он, и Шехина Его — над тобой, ведь Слава Его наполняет мир. И когда говоришь, страшись и трепещи как раб пред своим Господином. Будь скромен с любым человеком. И если кто-то зовёт тебя — отвечай ему не громким голосом, а спокойно, словно человек, стоящий перед мудрецом.

Будь осторожен, чтобы не упустить возможность читать Тору всегда, когда обстоятельства позволяют. А закончив учёбу — подумай, что из прочитанного ты сможешь выполнить. Размышляй о своих поступках утром и вечером, тогда все дни твои будут проходить в раскаянии.

Устрани мысли обо всех делах мира из сердца твоего во время молитвы и раскрой своё сердце перед Всемогущим!

Очищай свои помыслы и обдумывай свою речь прежде, чем она сойдёт с уст.

Веди себя так во всём, на протяжении всей своей тленной жизни, и ты не согрешишь. И так все твои слова, поступки и мысли будут прямыми, и твоя молитва будет светлой, искренней и чистой, сосредоточенной и угодной Всемогущему, благословен Он, как сказано (Тэилим 10, 17): «Желание смиренных слышал Ты, Господи, утверди (приготовь) сердце их, да внемлет ухо Твоё».

Перечитывай это наставление самое малое раз в неделю для того, чтобы исполнять написанное в нём. И благодаря этому — всегда будешь следовать путями Всевышнего, благословен Он. И так — преуспеешь во всех твоих путях и удостоишься Грядущего мира, предназначенного для праведников. И заверяю тебя, что каждый день, когда будешь его читать, — ответят тебе с Небес на твои просьбы.

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре