Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина Раби Элиэзера бар Ицхак Папо — законоучителя и наставника мусара (еврейской этики)

Раби Элиэзер бар Ицхак Папо (Пеле йоэц; 5545-5588 /1785-1828/ гг.) — законоучитель и наставник мусара (еврейской этики).

Родился в боснийском городе Сараево.

Учился в ешивах этого города, а затем преподавал в них. Его ближайшим учеником был р. Йеуда-Шломо-Хай Алкалай, один из инициаторов массового возвращения евреев на Землю Израиля.

В 5581 /1821/ году р. Папо стал раввином города Силистры, расположенного на реке Дунай, отделяющей Болгарию от Румынии (в тот период город находился под турецким владычеством).

В 5584 /1824/ году в типографии Стамбула вышла в свет его книга Пеле йоэц (Чудесный советчик) — краткая энциклопедия еврейской этики. В этой книге были разъяснены такие основополагающие понятия иудаизма, как эмуна (вера), геула (конечное избавление), двейкут (близость к Б-гу), кавана (сердечный настрой при выполнении заповеди), цдака (благотворительность), кдуша (святость) и многие другие. Для удобства читателей темы книги расположены в алфавитном порядке.

В статье Мусар (Этика) р. Папо подчеркивал: «Постоянное изучение еврейской этики служит той лестницей, по которой человек сможет подняться на гору Б-га и приобрести душевную чистоту. …И даже тот, кому Б-г дал благой удел, поместив его среди постоянных обитателей дома учения, изучающих сложнейшие законы Торы, — и такой человек должен как можно больше заниматься книгами по этике, ведь главное — не изучение, а выполнение; и чем выше духовный уровень человека, тем с большим остервенением дурное влечение пытается соблазнить его и тем строже судит его Всевышний, рассматривая даже его неумышленные проступки как преступления. …И дурное влечение советует такому человеку: не к чему тебе заниматься мусаром — ведь в законодательных кодексах ясно указано, как следует поступать в различных случаях жизни. Однако, если человек изучает книги мусара, его сердце пробуждается: он стремится воплотить все изученное, вкладывая душу в то, что он изучает, и в то, что делает, — и наверняка это даст плоды, и его духовный мир обновится».

В статье Геула, посвященной конечному избавлению еврейского народа, р. Папо писал: «Человек, который изо дня в день с упованием ожидает скорого часа, когда Всевышний соберет изгнанников и приведет на Свою святую гору Сион, — такой человек не станет строить в чужой стране высоких и мощных домов, украшенных лепниной и росписью. …Ведь жизнь человека в этом мире преходяща и призрачна, независимо от того, обласкан ли он удачей или переживает дурные дни, — так как человек не ведает, что на самом деле является для него добром. И нет иного блага для человека в жизни, кроме служения, доставляющего радость его Творцу. Следовательно, мы должны стремиться к конечному избавлению не ради того, чтобы насладиться покоем и различными благами, но только лешем шамаим — ради славы нашего Отца, который на Небесах. В этом цель всех наших поступков и наших молитв, и в этом — весь человек».

Книга Пеле йоэц и по сей день считается шедевром литературы мусара во всех общинах диаспоры. Она выдержала около двадцати изданий — не только на иврите, но и на ладино, идише и арабском.

Р. Элиэзер Папо умер двадцатого тишрея 5588 /1828/ года, в возрасте сорока трех лет.

Согласно имеющейся традиции, в духовном озарении ему было открыто, что городу угрожает смертоносная эпидемия. Небесный Суд предложил ему выбор: или вспыхнет эпидемия, но он уцелеет — или он примет на себя преждевременную смерть, искупив всю общину. Р. Папо воспользовался возможностью спасти город.

В 5588 /1828/ году, в год его смерти, в типографии г. Салоников вышел в свет его комментарий на Пятикнижие, озаглавленный Алеф амаген (Защитник Единый). В 5601 /1841/ году там же, в Салониках, были изданы его аналитические заметки на кодекс Шульхан арух, названные Хесед леалафим (Милосердие тысячам; вторая часть этой книги была издана в Йерушалаиме в 5737 /1977/ г.). И, наконец, в 5743 /1983/ году в типографии Йерушалаима вышла в свет его книга Ходеш аавив (Месяц весны), содержащая комментарии к нескольким трактатам Талмуда.


Лишь в XVIII веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моисеем на горе Синай и позднее записанными в Талмуде. Читать дальше

Еврейский календарь

Рав Ицхак Зильбер

Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).

Рош Ходеш — начало месяца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш

Праздник Песах

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

15 Ава — праздник любви?

Рав Исроэль-Меир Лау

«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»

Календарь

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Еврейская символика месяцев

Хава Куперман

Согласно Кабале, каждый месяц еврейского календаря соответствует определенному органу тела, а также знаку Зодиака. Предлагаем вашему вниманию полный список названий еврейских месяцев и их влияние на человеческий организм.

Лаг баомер

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Тишрей — Рош Ашана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Месяц Тишрей и его названия • Знак Весов • Первое Тишрей • День, когда скрывается луна • Одного свидетеля недостаточно • Начало деяниям Твоим • АДУ - дни, на которые никогда не приходится Рош Гашана • Рош Гашана – всегда два дня подряд • День Суда • Грехи против заслуг • Что такое День Суда