Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина Раби Элиэзера бар Ицхак Папо — законоучителя и наставника мусара (еврейской этики)

Раби Элиэзер бар Ицхак Папо (Пеле йоэц; 5545-5588 /1785-1828/ гг.) — законоучитель и наставник мусара (еврейской этики).

Родился в боснийском городе Сараево.

Учился в ешивах этого города, а затем преподавал в них. Его ближайшим учеником был р. Йеуда-Шломо-Хай Алкалай, один из инициаторов массового возвращения евреев на Землю Израиля.

В 5581 /1821/ году р. Папо стал раввином города Силистры, расположенного на реке Дунай, отделяющей Болгарию от Румынии (в тот период город находился под турецким владычеством).

В 5584 /1824/ году в типографии Стамбула вышла в свет его книга Пеле йоэц (Чудесный советчик) — краткая энциклопедия еврейской этики. В этой книге были разъяснены такие основополагающие понятия иудаизма, как эмуна (вера), геула (конечное избавление), двейкут (близость к Б-гу), кавана (сердечный настрой при выполнении заповеди), цдака (благотворительность), кдуша (святость) и многие другие. Для удобства читателей темы книги расположены в алфавитном порядке.

В статье Мусар (Этика) р. Папо подчеркивал: «Постоянное изучение еврейской этики служит той лестницей, по которой человек сможет подняться на гору Б-га и приобрести душевную чистоту. …И даже тот, кому Б-г дал благой удел, поместив его среди постоянных обитателей дома учения, изучающих сложнейшие законы Торы, — и такой человек должен как можно больше заниматься книгами по этике, ведь главное — не изучение, а выполнение; и чем выше духовный уровень человека, тем с большим остервенением дурное влечение пытается соблазнить его и тем строже судит его Всевышний, рассматривая даже его неумышленные проступки как преступления. …И дурное влечение советует такому человеку: не к чему тебе заниматься мусаром — ведь в законодательных кодексах ясно указано, как следует поступать в различных случаях жизни. Однако, если человек изучает книги мусара, его сердце пробуждается: он стремится воплотить все изученное, вкладывая душу в то, что он изучает, и в то, что делает, — и наверняка это даст плоды, и его духовный мир обновится».

В статье Геула, посвященной конечному избавлению еврейского народа, р. Папо писал: «Человек, который изо дня в день с упованием ожидает скорого часа, когда Всевышний соберет изгнанников и приведет на Свою святую гору Сион, — такой человек не станет строить в чужой стране высоких и мощных домов, украшенных лепниной и росписью. …Ведь жизнь человека в этом мире преходяща и призрачна, независимо от того, обласкан ли он удачей или переживает дурные дни, — так как человек не ведает, что на самом деле является для него добром. И нет иного блага для человека в жизни, кроме служения, доставляющего радость его Творцу. Следовательно, мы должны стремиться к конечному избавлению не ради того, чтобы насладиться покоем и различными благами, но только лешем шамаим — ради славы нашего Отца, который на Небесах. В этом цель всех наших поступков и наших молитв, и в этом — весь человек».

Книга Пеле йоэц и по сей день считается шедевром литературы мусара во всех общинах диаспоры. Она выдержала около двадцати изданий — не только на иврите, но и на ладино, идише и арабском.

Р. Элиэзер Папо умер двадцатого тишрея 5588 /1828/ года, в возрасте сорока трех лет.

Согласно имеющейся традиции, в духовном озарении ему было открыто, что городу угрожает смертоносная эпидемия. Небесный Суд предложил ему выбор: или вспыхнет эпидемия, но он уцелеет — или он примет на себя преждевременную смерть, искупив всю общину. Р. Папо воспользовался возможностью спасти город.

В 5588 /1828/ году, в год его смерти, в типографии г. Салоников вышел в свет его комментарий на Пятикнижие, озаглавленный Алеф амаген (Защитник Единый). В 5601 /1841/ году там же, в Салониках, были изданы его аналитические заметки на кодекс Шульхан арух, названные Хесед леалафим (Милосердие тысячам; вторая часть этой книги была издана в Йерушалаиме в 5737 /1977/ г.). И, наконец, в 5743 /1983/ году в типографии Йерушалаима вышла в свет его книга Ходеш аавив (Месяц весны), содержащая комментарии к нескольким трактатам Талмуда.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»