Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Разрешены ли Законом азартные игры?

Темы: Деньги, Суд, Яков Шуб, Зависимость, Воровство, Игра, Азарт

Отложить Отложено

Шалом рав! Скажите, пожалуйста, разрешены ли Законом азартные игры?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. Запрещено играть в азартные игры, т.к. это связано с множеством галахических и морально-этических проблем.

В двух местах Мишна говорит о том, что люди, которые играют в азартные игры, не могут свидетельствовать в еврейском суде.

Мишна (Рош а-Шана 22а) рассматривает вопрос о том, какие люди не могут свидетельствовать о появлении новой луны (данное свидетельство необходимо для освящения нового месяца). Среди прочих упоминаются две категории людей, интересующие нас. Это игроки в кости и те, кто устраивает «соревнования» голубей (чей голубь прилетит быстрее).

Мишна (Санедрин 24 б) говорит, что люди, относящиеся к этим категориям, также не могут быть свидетелями в делах, касающихся денежных вопросов, и не могут быть судьями. Далее Гемора приводит спор о том, почему они не годятся в свидетели и судьи. По мнению Рами бар Хама, причина запрета азартных игр в том, что человек изначально, делая ставку, рассчитывает выиграть, а не проиграть. Соответственно, когда выигравший забирает деньги, он делает это как бы против воли проигравшего, иными совами, обкрадывает его. Такая ситуация называется асмахта. Далее Гемора (27а) говорит, что человек, занимающийся воровством, не может быть свидетелем. И, несмотря на то, что участие в азартных играх не является прямым воровством, ведь, в конце концов, проигравший сам отдает деньги, любое действие, противоречащее закону, которое предпринимается для достижения финансовой выгоды, подобно воровству и лишает такого человека непригодным свидетельствовать.

По мнению рава Шешета, данная ситуация не является асмахта, поскольку в азартных играх человек осознает, что выигрыш зависит только от удачи, и понимает, что может проиграть. Обычная же ситуация асмахты подразумевает, что человек полагается на свои собственные навыки и умения и, соответственно, не собирается проигрывать. Рав Шешет дает другое объяснение запрету: такой человек не занимается общественно-полезной деятельностью. Раши объясняет: игрок не знаком с элементарными правилами ведения дел и не является богобоязненным, соответственно, на его мнение нельзя полагаться, поэтому он не может быть свидетелем.

Различие между этими двумя мнениями на практике видно в ситуации, когда азартные игры не являются единственным источником дохода человека. По мнению Рами бар Хама, и в этом случае играть в азартные игры запрещено, поскольку проблема заключается не в самой игре, а в получении выигрыша, что подобно воровству. По мнению же рава Шешета, проблема заключается в самом человеке, который зарабатывает на жизнь азартными играми. Поэтому человек, для которого азартные игры не являются единственным источником дохода, занимается общественно-полезной деятельностью, и, соответственно, может быть свидетелем.

Рамбам (Законы о краже 6:10) говорит, что закон установлен в соответствии с мнением Рами бар Хама. Соответственно, играть в азартные игры запрещено, по мнению мудрецов, поскольку это подобно воровству (однако, в Законах о свидетельстве 10:4 Рамбам говорит, что только профессиональные игроки не могут свидетельствовать. На первый взгляд, эти два закона противоречат друг другу. См. комментарий Кесэф Мишнэ и другие комментарии, которые разъясняют позицию Рамбама).

Тосафот, Рош и другие комментаторы (Санедрин 24 б) считают, что закон установлен в соответствии с мнением рава Шешета, т.е. запрещено играть в азартные игры профессионально и зарабатывать игрой на жизнь.

Тосафот и Мордехай уточняют: даже в соответствии с «облегчающим» мнением играть в азартные игры непрофессионально разрешено только в том случае, когда ставки делают наличными, причём деньги кладутся на игровой стол так, что победитель получает выигрыш на месте. Ситуация, когда игроки обещают заплатить через некоторое время, рассматривается как асмахта и запрещена, поскольку тут уже речь идёт о подобии воровства.

Риваш (комментатор раннего периода, Респонсы 432) дает другое объяснение. По его мнению, и Рами бар Хана, и Рав Шешет согласны, что играть в азартные игры запрещено. Различие их позиций на практике лишь в том, что Рав Шешет полагает: если человек преступил запрет и сыграл, то выигранные деньги не считаются ворованными. Однако изначально играть в азартные игры запрещено, так как это недостойное занятие, которое уводит человека с правильного пути.

Шулхан Орух (Хошен Мишпат 370:1—3) говорит, что закон установлен в соответствии с мнением Рамбама. Соответственно, играть в азартные игры запрещено, поскольку получение выигрыша таким способом подобно воровству. Рамо, в свою очередь, не согласен с этим. Он полагает, что закон установлен в соответствии с мнением Тосафот.

Кроме упомянутых галахических проблем, с азартными играми связано также множество морально-этических. Рассмотрим некоторые из них.

Гемора (Шаббат 105 б) говорит: человек, который в гневе рвет на себе одежду или бьет посуду, должен выглядеть в твоих глазах как идолопоклонник. Гемора поясняет: так дурное начало завладевает человеком — сегодня оно говорит тебе одно, завтра другое и, в конце концов, может привести человека к поклонению идолам. Таким образом, мы видим, что человек, который не в состоянии себя контролировать, в конечном итоге сойдет с правильного пути. Подобное явление мы наблюдаем и при азартных играх: в какой-то момент человек бывает настолько увлечен игрой, что теряет контроль над собой, а это может привести к нежелательным последствиям. Рав Мойше Файнштейн (Игрот Мойше, Йорэ Дэа 3:35) также говорит о запрещении занятий, которые вызывают зависимость и приводят к потере контроля над собой.

Рейшит Хохма (Шаар Кдуша 12) говорит, что азартные игры запрещены, даже когда играют не на деньги, т.к. компания игроков является «собранием насмешников». Мишна Брура (Беур Галаха 671), рассматривая обычай устраивать праздничные трапезы в Хануку, резко высказывается против тех, кто проводит это время за игрой в карты, и говорит, что достойные люди должны остерегаться подобных занятий.

Зачастую азартные игры могут стать причиной семейных проблем и даже развода. Уже в эпоху ришойним (ранних комментаторов) обсуждался вопрос о семейных отношениях, разрушенных из-за увлечения азартными играми. Рош (респонс 82:2) отвечает на вопрос женщины, которая требует развода из-за приверженности мужа азартным играм. Ритво (респонс 146), в свою очередь, отвечает на вопрос семьи невесты, которая решила расторгнуть помолвку, узнав, что жених увлекается азартными играми.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Свидетели и лжесвидетели

Материалы по теме


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.