Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.

Мы, евреи, призваны исполнять 613 заповедей Торы (кроме законов, принятых нашими мудрецами для «охраны» заповедей Торы). Что касается неевреев, то на них возложено выполнение Семи законов для потомков Ноаха (Ноя). Мы тоже — одни из потомков Ноаха. Правда, со своими собственными законами. Но эти Семь законов во многом актуальны и для нас. Приводим список Семи законов:

1. запрет идолопоклонства;

2. запрет разврата;

3. запрет убийства людей;

4. запрет есть часть от живого существа;

5. запрет богохульства;

6. запрет кражи;

7. заповедь правосудия.

Каждый из этих Семи основных законов включает в себя ряд заповедей, раскрывающий его основную мысль. Сегодня приводим заповеди, входящие в закон, запрещающий кражи.

Кража, воровство и грабеж запрещены в любом виде, даже если предмет кражи обладает минимальной ценностью.

Один из видов кражи — задержка в выплате зарплаты. Работник, занятый производством пищи (например, повар), не может ею пользоваться без разрешения работодателя.

Нельзя уклоняться от уплаты государственных пошлин и налогов.

Нельзя наносить ущерб имуществу или телу других людей. Если запрет нарушен, то нанесший ущерб должен его компенсировать за свой счет.

Безусловно запрещены: невыплата долгов по обязательству, небрежность при охране чужого имущества, обман в торговле.

Украденное надо вернуть во всех случаях.

Нет обязанности (для нееврея) возвращать находку тому, кто ее потерял, — кроме тех мест, где таково предписание закона страны.

Военные трофеи на справедливой войне (оборонительной, но не наступательной) не считаются грабежом. Их не надо никому возвращать.

Во всех остальных случаях трофеи считаются грабежом.

Человеку запрещено желать имущество своего ближнего. Другими словами, ему нельзя обдумывать планы, как приобрести чужое имущество незаконным способом.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени