Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Еврейский закон, Заповеди, Бней Ноах, Реувен Пятигорский, Материальный ущерб, Воровство, Материалы для Бней Ноах
Мы, евреи, призваны исполнять 613 заповедей Торы (кроме законов, принятых нашими мудрецами для «охраны» заповедей Торы). Что касается неевреев, то на них возложено выполнение Семи законов для потомков Ноаха (Ноя). Мы тоже — одни из потомков Ноаха. Правда, со своими собственными законами. Но эти Семь законов во многом актуальны и для нас. Приводим список Семи законов:
1. запрет идолопоклонства;
2. запрет разврата;
3. запрет убийства людей;
4. запрет есть часть от живого существа;
5. запрет богохульства;
6. запрет кражи;
7. заповедь правосудия.
Каждый из этих Семи основных законов включает в себя ряд заповедей, раскрывающий его основную мысль. Сегодня приводим заповеди, входящие в закон, запрещающий кражи.
Кража, воровство и грабеж запрещены в любом виде, даже если предмет кражи обладает минимальной ценностью.
Один из видов кражи — задержка в выплате зарплаты. Работник, занятый производством пищи (например, повар), не может ею пользоваться без разрешения работодателя.
Нельзя уклоняться от уплаты государственных пошлин и налогов.
Нельзя наносить ущерб имуществу или телу других людей. Если запрет нарушен, то нанесший ущерб должен его компенсировать за свой счет.
Безусловно запрещены: невыплата долгов по обязательству, небрежность при охране чужого имущества, обман в торговле.
Украденное надо вернуть во всех случаях.
Нет обязанности (для нееврея) возвращать находку тому, кто ее потерял, — кроме тех мест, где таково предписание закона страны.
Военные трофеи на справедливой войне (оборонительной, но не наступательной) не считаются грабежом. Их не надо никому возвращать.
Во всех остальных случаях трофеи считаются грабежом.
Человеку запрещено желать имущество своего ближнего. Другими словами, ему нельзя обдумывать планы, как приобрести чужое имущество незаконным способом.
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Редакция Толдот
Ицхак Уманский
После синагоги я сидел дома перед куском свинины в тарелке, и не мог ее есть. В этот вечер я проиграл. Страх перед родителями заставил меня съесть бифштекс. До сих пор у меня во рту стоит его мучительный вкус...
Редакция Толдот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...