Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Законы материального ущерба

Кто кому и за что обязан? Подход иудаизма к возмещению ущерба

Оглавление

Ответственность за причиненный ущерб в иудаизме [↑]

Одна из важнейших основ иудаизма — это защита прав человека, в частности его личной безопасности и его имущества. Если его жизни, здоровью или имуществу был все же нанесен урон, в Торе представлена совершенная система по его возмещению. Законы возмещения физических и материальных ущербов, которые обязан исполнять каждый человек, довольно обширны и требуют детального разбора. Специалисты, которым доверено решать вопросы об ущербах, изучают эти законы в течение многих лет. В качестве общего знакомства с данной темой, включая ее философский аспект, представляется правильным взять за основу отрывок из книги «Хорэв», написанной величайшим знатоком Торы современности, равом Шимшоном Рафаэлем Гиршом (1808-1888 гг).

Общие сведения [↑]

В момент, когда человек приобретает имущество, он автоматически обязуется следить за тем, чтобы энергия, которой обладает это имущество, не причинила ущерб окружающим и их имуществу. Подобно тому, как он несет за полную ответственность за то, чтобы самому не причинить ущерба другим. Ведь имущество человека является в определенном смысле его материальным продолжением (расширением границ влияния). Тело и имущество человека — это то пространство, в котором трудится его душа, т.е. его сущность. Душа господствует над органами и имуществом человека, действует в них и с помощью них. Власть над телом и душой обязывает человеческую сущность нести за них ответственность. И даже когда никакой суд не может обязать человека восполнить причиненный им или его имуществом ущерб и пострадавший не предъявляет ему никаких претензий, по законам справедливости и совести он по собственной инициативе должен заплатить за причиненный им или его имуществом ущерб.

Все имущество человека условно можно разделить на два вида: одушевленные и неодушевленные предметы. В зависимости от того, представитель какого из двух этих видов имущества послужил причиной ущерба, будет зависеть форма и степень ответственности человека за причиненный ущерб.

Ответственность за ущерб, причиненный животными [↑]

Сказано в Торе: «Если потравит кто поле или виноградник, пустив скот свой травить поле чужое, то лучшим из поля своего и лучшим из виноградника своего пусть заплатит» (Шмот 22:4). «Если чей-нибудь бык забьет быка ближнего его до смерти, пусть продадут быка живого и разделять пополам серебро за него, также убитого пусть разделят пополам. А если известно было, что бык был бодлив со вчерашнего и третьего дня, а хозяин его не стережет, то должен он заплатить быка за быка, а убитый будет его» (Шмот там же, 35-36).

Обязанность по охране животного и степень ответственности за ущерб, причиненный им, в свою очередь зависит от того, является ли это животное домашним или хищным. Домашние животные, как правило, наносят вред тем, что они едят или топчут чужое имущество. Физическая сила и рога служат животным этой категории в основном для защиты и самообороны. К данной категории животных относится мелкий и крупный рогатый скот, лошади, ослы и т.п.

Представители животного мира, принадлежащие ко второй группе, чаще всего от природы наделены свойством нападать на других и уничтожать то, что находится в радиусе их досягаемости. К таким животным можно причислить львов, тигров, змей и пр.

Вред, который причиняют домашние животные, «получая удовольствие» (т.е. поедая что-либо) или перемещаясь естественным образом, а хищные животные — нападая и уничтожая жертву, т.е. когда порча имущества происходит вследствие проявления инстинктов, заложенных природой в животное, в Торе назван «муад» — вред, причиненный в результате естественного для данного вида животного поведения. Вред, причиненный домашним животным, неестественным для них образом, т.е. в результате неестественного для их мирной природы поведением, называется «там».

Что будет, если животное повело себя неестественным для себя образом, в результате чего был нанесен ущерб? Первые два факта такого поведения не берутся в расчет, т.к. они могут оказаться случайностью, но если это явление повторилось 3 раза, это указывает на то, что данное поведение является нормативным для этой конкретной особи и она получает статус «муад».

Так, например, если представитель крупного или мелкого домашнего скота съел что-либо для насыщения, или растоптал что-либо в процессе ходьбы, или сломал что-либо, когда чесался; лев умертвил, а волк растерзал свою жертву, мудрецы Мишны называют такое поведение ущербами «зуба» («шен») и «ноги» («рэгель»). Если домашнее животное нанесло ущерб, забодав, укусив или растоптав крупные предметы копытами, что обычно не происходит в процессе еды и ходьбы, такое поведение в Мишне условно названо термином «рог» («керен»), т.е. ущерб, нанесенный в результате неестественного для данного вида животного поведения. Если животное вредит 3 раза способом, определенным как «рог», оно приобретает статус «муад» — нанесение ущерба таким способом превращается для него в привычный.

С того, момента, как животное, принадлежащее конкретному человеку или группе людей, проникло в частное владение другого человека или группы людей, хозяева автоматически несут полную ответственность за любой причинный им ущерб. Однако если животное нанесло ущерб, находясь на территории, куда хозяева имеют права его заводить и ущерб подпадает под определение «зуб» или «нога», они не отвечают за причиненный ущерб. Они обязаны лишь оплатить пострадавшей стороне стоимость полученного животным «удовольствия» в расчете нормальной для такого «удовольствия» цены. Так, например, если животное съело определенный объем дорогостоящих продуктов питания, которые обычно не дают животному данного вида, хозяева выплачивают стоимость корма, который это животное от них обычно получает, эквивалентно объему съеденного им дорогостоящего продукта. Или предположим, что животное могло получить травму (например, при падении), но благодаря тому, что в этом месте находилось имущество, принадлежащее другим людям, оно не пострадало или пострадало меньше, чем это могло произойти, если бы этого имущества там не находилось. В таком случае хозяева выплачивают стоимость минимального амортизатора, способного предотвратить травму столь же эффективно, как пострадавшее во время спасения животного имущество.

Если животное навредило необычным для нее способом («там») в чужом владении, куда ее хозяевам не разрешено ее пускать, они не обязаны выплачивать стоимость причиненного их животным ущерба. Но для того, чтобы их мотивировать следить за своим имуществом с большей ответственностью, раввинский суд обязывает их выплатить штраф, равный половине суммы нанесенного ущерба. Если животное попало в чужое владение при поддержке хозяев этого владения, хозяева животного освобождены даже от выплаты штрафа. В случае, когда способ нанесения ущерба, как на «запрещенной», так и на «разрешенной» территории определен как «муад», хозяева выплачивают полную стоимость причиненного их животным вреда.

Если животное причинило ущерб, находясь в чужом владении не напрямую, а опосредованно, например, оно ударило копытом по камню, а камень, отскочив, разбил стеклянный предмет, принадлежащий хозяевам этого владения («црурот»), хозяева животного обязаны выплатить им сумму, эквивалентную половине стоимости нанесенного ущерба.

Решение об установлении штрафов могли принимать исключительно мудрецы, получившие право решать самые важные вопросы Торы («смухим») и только на территории Земли Израиля. (Это право передавалось в течение всех поколений после дарования Торы от учителя к достойным этого права ученикам, которые получали статус «смухим». Начальным звеном в передачи этого статуса был сам Моше-рабейну, который возложил руки на голову своего ученика Йеошуа, что являлось символом того, что Йеошуа достоин решать самые сложные вопросы Торы (Бэмидбар 27:23). Возложение рук на святом языке называется «смиха». В последующие поколения присвоение статуса «смухим» достойным ученикам происходило исключительно в Земле Израиля, в присутствии раввинского суда, состоящего, как минимум из трех членов, без возложения рук. Тех, кто удостаивался статуса «смухим», начинали называть «рэби»). В наше время это осуществить временно невозможно. Решение о выплате ущербов имеет право принять любой раввинский суд (даже если его члены не имеют статус «смухим»), в каком месте он бы ни заседал.

Ответственность за ущерб, причиненный неодушевленными предметами [↑]

Сказано в Торе: «И если раскроет кто яму или выкопает кто яму и не покроет ее, и упадет в нее бык или осел. То хозяин ямы должен заплатить, серебром да вознаградит хозяина их, а труп будет его» (Шмот там же, 33-34). «Если выйдет огонь и охватит терние, и сгорят копны или колосья, или поле, то платить должен произведший пожар» (Шмот 22:5). «Когда будешь строить дом новый, то сделай перила к кровле твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, если упадет кто-нибудь с него» (Дварим 22:8).

Мы познакомились с обязанностями, связанными с возмещением ущербов, причиненных животными. Если на хозяевах лежит ответственность за поведение его животных, которые являются активной силой, подверженной инстинктам, тем более он должен в полной мере нести ответственность за принадлежащие ему неодушевленные предметы, всецело ему подчиненные. Этот вид имущества также условно можно разделить на два вида: движущиеся и не движущиеся предметы.

Начнем с предметов, которые сами по себе не могут передвигаться, назовем их «стационарными». В рамках законов об ущербах они названы общим термином «яма» («бор»). За ущербы, причиненные в результате недостаточно ответственного хранения и использования данного вида имущества, их хозяин несет полную ответственность. Причем как в случае если ущерб был причинен во владении пострадавшего, так и в случае если это произошло в общественном владении или даже во владении хозяев причинившего ущерб имущества, если пострадавший имел право находиться в этом месте и хозяин этого владения не предпринял необходимых мер по обеспечению безопасности. Ответственность за данный вид ущерба включает в себя только случаи, когда из-за стационарного имущества пострадало чужое животное, которое с одной стороны не обладает разумом, а с другой — может самостоятельно двигаться. Ибо стационарное имущество одного человека не может само пострадать от стационарного имущества другого, если кто-нибудь не изменит его месторасположение. Еще одно условие для того, чтобы обязать хозяина причинившего ущерб имущества в возмещении ущерба: должно быть доказано, что не было дополнительных причин для нанесения ущерба, не связанных с этим имуществом или поведением его хозяина.

Приведем примеры. Выкопал яму или устранил покрытие уже существующей ямы. Разбросал на пути камни, осколки, режущие предметы, поклажу, кувшины. Положил на крыше предметы, которые при обычных погодных условиях могут с нее упасть и навредить после падения.

Тора предписывающими и запрещающими заповедями обязывает человека устранить из своего владения любой предмет, который может быть опасен для жизни. Он также обязан создать все условия, обеспечивающие безопасность окружающих и их имущества, находящихся в его владении. Крыша, которой иногда пользуются, должна быть снабжена забором, не позволяющим упасть тому, кто на ней находится. Ямы и колодцы должны быть огорожены или закрыты, все лестницы должны быть исправны, яды и оружие должны находится под строгим контролем. Тот, кто не соблюдает перечисленных и подобных им предписаний, совершает нарушение Торы «чтобы не навести тебе крови на дом твой» (Дварим 22:8).

Теперь обратимся ко второму типу неодушевленных предметов, движущимся. Мудрецы дали им условное название «огонь» («эш»). К данному виду ущерба относятся неодушевленные предметы, способные перемещаться при обычных погодных условиях. Предположим, что человек в своем личном владении допустил наличие подобного вида предмета и не предпринял необходимых мер для предотвращения ущерба, в результате чего пострадало чужое имущество. Если это имущество не было скрыто от глаз и не могло самостоятельно спастись от грозящей ему опасности — либо неодушевленное, либо одушевленное, но лишенное возможности перемещаться (например, животное, находящиеся на привязи), этот человек должен возместить ущерб в полном размере. Если человек допустил попадание подобного рода предмета в чужое владение, он возмещает полную стоимость любого пострадавшего имущества, находящегося в этом владении, если можно было догадаться, что этот вид имущества может там находиться. За ущерб имущества, которое в этом месте обычно не должно было находиться, он не отвечает.

Примеры. Кувшины, камни, острые и режущие предметы и т.п., которые человек положил на крыше и при обычных погодных условиях они с нее упали в общественное владение и во время падения навредили находящимся внизу субъектам или объектам. Человек развел у себя во владении огонь и из-за того, что он не предпринял необходимых мер безопасности, огонь распространился и испортил чужое имущество, находящееся там. Человек перенес огонь в чужое владение, в результате чего сгорело поле ближнего, орудия труда, находящиеся там, или его и дом с находящимися в нем вещами. Заметим, что огонь может вредить как в процессе продвижения (сжигая предметы, встречающиеся на его пути), так и находясь в определенном ограниченном месте. Например, если на его пути оказалась каменная стена, которая преградила путь огню, но сама же от него пострадала. Тот, кто разжег огонь и допустил нанесение ущерба, несет ответственность в обоих случаях.

Ответственность за ущерб, причиненный самим человеком [↑]

Сказано в Торе: «Если ссорятся люди, и ударит один другого камнем или кулаком, и тот не умрет, а сляжет в постель, то, если он встанет и будет ходить по улице на костыле своем. То ударивший не будет повинен (в его смерти), только пусть заплатит за его временное нарушение его дееспособности и полностью вылечит его» (Шмот 21:18-19).

Человек несет ответственность за ущерб, причиненный им (даже словом) или его имуществом другим людям в любом случае. Даже если это произошло непреднамеренно и даже, когда он спал. Навредивший обязан выплатить полную сумму нанесенного им ущерба ближнему, как в случае если был причинен вред его здоровью, так и в случае если было задето его достоинство или пострадали его доходы. В мишне сказано: «Человек ответственен за свои действия в любом случае: совершил ли он их осознанно или непреднамеренно, бодрствуя или во сне» («Бава Кама», 2:6). Человек обязан в полной мере контролировать вверенный и подчиненный ему потенциал. Поэтому, даже ложась спать, он обязан обеспечить безопасность находящихся рядом с ним людей и их имущества. Понятно, что это не распространяется на ситуацию, когда человек, ложась спать, предпринял необходимые предосторожности, а потом когда он спал, ему под руку подложили некий предмет и он его во сне испортил. В таком случае он не обязан восполнять причиненный им ущерб.

Тот, кто ударил ближнего, помимо самого ущерба должен выплатить пострадавшему также и за потери, вызванные последствиями его поступка. Перечислим все возможные в такой ситуации выплаты.

  1. Ущерб как таковой. Т.е. нарушение дееспособности пострадавшего.
  2. Физические страдания. Т.е. боль, вызванная ударом, которую испытал пострадавший.
  3. Невозможность заработка. Т.е. вынужденное безделье пострадавшего, вызванное травмой.
  4. Лечение. Т.е. оплата врачей и медикаментов, необходимых для исцеления полученных пострадавшим травм.
  5. Стыд. Т.е. компенсация за пережитый пострадавшим позор, спровоцированный поступком виновного.

После выплаты по всем перечисленным статьям, виновный в дополнение к этому обязан испросить прощения у пострадавшего.

Человек должен контролировать свои действия, чтобы не причинить ущерб ближнему или его имуществу ни словом, ни действием, даже если это происходит косвенно («грама» и «гарми») и даже если существует самая ничтожная вероятность ущерба.

Почему человек не имеет права заявить: «Я не стану следить за тем, чтобы я или мое имущество не причинили вреда другим людям, а если будет нанесен ближнему ущерб — все, что положено по закону, я ему выплачу»? Потому, что выплата ущерба — это единственное, что причинивший его человек может седлать, чтобы хоть как-нибудь искупить вину перед пострадавшим. Но совершенное не дано повернуть назад, и ликвидировать все его последствия не до конца невозможно. И еще: каждому человеку следует стремиться достичь высшего уровня служения Творцу, как в исполнении заповедей по отношению к Всевышнему, так и в исполнении заповедей по отношению к ближнему. Этот уровень назван «хасид». Что это означает, когда речь идет о заповедях по отношению к ближнему? Это когда человек всем своим существом и всем, что у него имеется, живет ради других, а не для себя. Поэтому первое, о чем необходимо позаботиться — это всячески постараться, чтобы не помешать благополучию ближнего. И чтобы все, чем человек располагает, несло бы другим благословение, а не проклятие. Он должен проконтролировать, чтобы все, что находится в его подчинении, не послужило причиной ущерба ближнего. Также и выбрасывая или выливая что-либо, он должен побеспокоиться о том, чтобы не нанести ущерб другим. Одним словом он должен всячески стараться являться источником благословения, а не проклятия!

Выводить материалы