Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Небеса ведут человека по пути, по которому он хочет идти сам»Вавилонский Талмуд, Макот 10 б

Кнопка лифта

03 мая 2011, 07:26

Отложить Отложено

Требование Торы любить наших ближних, как самих себя, касается не только любви к человеку, но и нашего отношения к его имуществу. Если я, охраняя свое имущество, тем самым проявляю любовь к самому себе, то, любя своего ближнего, я обязан с таким же пылом-рвением-усердием стоять и на охране его имущества.

Пример из книги рава Ицхака Зильберштейна[1].

Допустим, вы (да-да, я к вам обращаюсь) собираетесь подняться на лифте с первого этажа на пятый. Лифт частный (такое бывает). На нем написано, что он поднимает не больше трех человек. Вы третий. Все заходят, каждый нажимает на свою кнопку. Вы нажимаете на цифру 3.

Вдруг он останавливается на втором этаже и в него протискивается не худой мужчина. Вы ему говорите, что он четвертый пассажир, а это запрещено правилами эксплуатации. Он на вас даже не смотрит и нажимает на копку 5.

Лифт поднимается дальше. На третьем этаже вы выходите и отправляетесь по своим делам. Но не слышно, чтобы лифт за вашей спиной тронулся. Вы оглядываетесь. Так и есть. Люди хлопают по всем кнопкам, лифт не реагирует. Сломался!

А теперь вы возвращаетесь домой и пересказываете всю историю своей жене. (Или вы жена, а поэтому пересказываете всю историю мужу.)

Жена вас выслушивает и флегматично замечает: разве не ты сломал лифт? (Потом окажется, что она имеет в виду: "Разве не ты способствовал поломке лифта?"[2] Но так написано в книге!)

Итак: разве не ты поломал этот хрупкий лифт?

- С какой стати! – возражаете вы. – Его сломал тип, которому я сказал, что он лишний, но он даже усом не повел. Нажал – и мы поехали. А потом подъемник вышел из строя.

- Понятно, – говорит жена. – Я не говорю, что он не виноват. Но ведь мы знаем, что, если можем спасти чужое имущество, надо его спасти. На каждом из нас лежит ответственность за чужие вещи, если им грозит опасность – поломка или что там еще бывает с вещами? И помочь им не пропасть мы должны так же, как пытаемся спасти свое добро. Я не права?

- Права, конечно. Но это не тот случай. Я ничего не ломал.

- Верно, но ты ничего и не спас. Представь себе, что это твой лифт. И ты видишь, как туда входит толстяк, который сейчас его сломает. Разве ты ему не скажешь, что пусть подождет, когда люди выйдут на своих этажах, – после чего может вызвать его для себя?

- Я так и сказал!

- Но не как владелец, а как простой свидетель, которому, в принципе, не очень жалко чужого имущества. Настоящий владелец или строго попросил бы его выйти, или вышел бы сам.

- Послушай, дорогая, – говорите вы, потеряв терпение. – Всему есть свои границы. Я не могу работать сторожем всех вещей и предметов, которые принадлежат другим людям. Да, я знаю, что забота об охране чужого имущества входит в правило любить ближнего, как самого себя. Но оно не говорит, что я должен любить его больше самого себя и стоять на охране его лифта больше, чем стою на охране своего лифта. Короче, давай спросим раввина.

** **

Раввин был спрошен. Раввин ответил в своей книге: "Если один из пассажиров лифта нажимает на кнопку, в результате чего лифт ломается, он считается его сломавшим и обязан заплатить за ремонт. И даже если он был в числе тех пассажиров, которые вошли первыми и не превысили лимит на максимальный вес, все равно: кто нажал на кнопку, тот и платит! Потому что совершил действие, которое стало причиной поломки.

И тот же раввин добавил в своей книге: но это только "формальное" решение (הלכתי). Оно следует из сути еврейского закона. В то время как есть еще подход этический (מוסרתי).

Согласно ему, вы поступили не совсем верно. А именно: человек должен вести себя по отношению к чужому имуществу (например, спасать его) так же, как ведет себя по отношению к своему имуществу[3].

Рамбан (на Ваикра 19:17) пишет, что приведенное правило Торы обязывает нас любить ближнего во всех аспектах жизни: желая ему добра в имуществе и удаче, способностях и во всем остальном. И запрещено завидовать ближнему, но надо желать ему всего хорошего в мере, превышающей ту, что есть у нас самих. Т.е. надо желать ему всего самого наилучшего, чего желаем себе, и если он достиг большего, чем у нас, должны за него радоваться.

Так сказано в Танахе про Йонатана, сына царя Шауля (Первая книга Шмуэля 20:17): "Полюбил (Давида) больше своей души". И написано, что он сказал Давиду (23:17): "Ты будешь править над Израилем и т.д." – Это говорит сын правящего царя! Он пожелал Давиду трон, признав себя всего лишь вторым претендентом.

** **

Правило "Люби ближнего, как самого себя" устанавливает не максимум нашей любви, но минимум! Обязан любить его не меньше себя самого. Никак не меньше. Но если обстоятельства потребуют (и позволят) – то больше[4].

 


 

[1] ''עלינו לשבח''.

 

[2] А еще точнее: почему ты ничего не сделал, чтобы избежать порчи чужого имущества?

 

[3]  לפי הרמב''ן מ''ואהבת לרעך כמוך'' יוצא – אהוב את מה שיש לרעך כפי שאתה אוהב את מה שיש לך.

 

[4] Впрочем, классический подход склонен считать, что достаточно любить других евреев, как любишь себя, но не больше. Кто бы спорил! Главное – любить.

Теги: Мусар, Недлельный раздел