Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.

НЕ ПРОФАНИРУЙТЕ МОЕ СВЯТОЕ ИМЯ, И Я БУДУ ОСВЯЩЕН СРЕДИ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ. Я — БОГ, КОТОРЫЙ ДЕЛАЕТ ВАС СВЯТЫМИ (Ваикра, 22:32)

Рамбам пишет: Есть вещи, которые являются профанацией, осквернением имени Бога. Когда талмид хахам поступает так, что люди начинают о нем плохо говорить, то даже если его действия не являются нарушением закона, все же он профанирует имя Бога. Если такой человек покупает и не платит, как полагается, хотя может это сделать, так что его спрашивают об оплате, или невежливо разговаривает с людьми и нехорошо к ним относится, а легко гневается и ссорится, это тоже является осквернением имени Бога. Чем выше, значительнее человек, тем внимательнее он должен относиться к своему поведению. Такой человек обязан делать для других больше, чем требует буква закона.

Если человек постоянно занят Торой и внимателен к своему поведению, вежливо и дружелюбно говорит с людьми, а когда ему доставляют неприятности, не отвечает тем же и относится с уважением даже к проявляющим к нему пренебрежение; если он честен в делах, всегда делает для других больше, чем требует закон, и избегает крайностей — то его будут хвалить и любить и захотят ему подражать. Такой человек делает кидуш АШем, он освятил имя Бога. О нем написано у пророка Йешаяѓу: «И Он сказал мне: ты мой слуга Израиль, в котором Я буду прославлен» (Ѓилхот йесодей аТора).

КОГДА БУДЕШЬ СОБИРАТЬ УРОЖАЙ С ТВОЕЙ ЗЕМЛИ, НЕ ЖНИ МЕЖИ ТВОЕГО ПОЛЯ И ОПАВШИХ КОЛОСЬЕВ НЕ ПОДБИРАЙ, НИЩЕМУ И ПРИШЕЛЬЦУ ОСТАВЬ ИХ; Я БОГ, ВАШ ГОСПОДЬ (Ваикра, 23:22)

В этом стихе две заповеди для хозяина поля. Он должен оставлять пеа — несжатую полоску поля, то есть не собирать с части поля урожай, оставляя его бедным; и кроме того, оставлять им лекет — один-два колоска, которые падают из руки жнеца. Лучшую иллюстрацию исполнения этого закона мы находим в книге Рут.

Раши комментирует слово «оставляй»: ты должен оставлять для них, чтобы они собирали, но не обязан им помогать. Раши говорит хозяину поля, что он не обязан давать урожай бедному, а только позволить ему собирать его. Рав Хаим Зайчик объясняет: благодаря этому бедный не будет испытывать унижения, получая помощь из чьих-либо рук, а будет чувствовать, что берет лишь то, что ему полагается по закону Торы. Рав Зайчик учит на примере этого стиха, что подобным образом должен вести себя и хозяин по отношению к гостю. Не должен впихивать в гостя еду, а дать ему чувствовать себя свободным, чтобы брал, сколько хочет.

ТОТ, КТО ЗАБЬЕТ ЖИВОТНОЕ, ДОЛЖЕН ЗА ЭТО ЗАПЛАТИТЬ (Ваикра, 24:18)

  • 1. Нельзя портить чужое имущество (Хошен мишпат).
  • 2. Вы несете ответственность и за случайное повреждение — например, когда задели чужую вещь (там же). Но если это нельзя предусмотреть, ответственность за ущерб снимается (например, поднимался по крепкой лестнице, она поехала, упал и разбил чужое имущество). В таком случае следует проконсультироваться с ѓалахическим авторитетом.
  • 3. Человек отвечает за ущерб, независимо от того, чем его вызвал: рукой, ногой, телом, бросив камень, пустив стрелу или пролив воду (там же).
  • 4. Если вы ударили молотком, отлетел осколок и повредил что-то, вы несете за это ответственность (там же).
  • 5. У Рувена есть долговая расписка Шимона. Если вы уничтожили ее, Рувен не сможет востребовать долг, и вы должны уплатить ему сумму, на которую была выдана расписка. Хотя вы просто сожгли кусок бумаги, но должны возместить ущерб, который понес владелец документа (там же).

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина