Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.

НЕ ПРОФАНИРУЙТЕ МОЕ СВЯТОЕ ИМЯ, И Я БУДУ ОСВЯЩЕН СРЕДИ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ. Я — БОГ, КОТОРЫЙ ДЕЛАЕТ ВАС СВЯТЫМИ (Ваикра, 22:32)

Рамбам пишет: Есть вещи, которые являются профанацией, осквернением имени Бога. Когда талмид хахам поступает так, что люди начинают о нем плохо говорить, то даже если его действия не являются нарушением закона, все же он профанирует имя Бога. Если такой человек покупает и не платит, как полагается, хотя может это сделать, так что его спрашивают об оплате, или невежливо разговаривает с людьми и нехорошо к ним относится, а легко гневается и ссорится, это тоже является осквернением имени Бога. Чем выше, значительнее человек, тем внимательнее он должен относиться к своему поведению. Такой человек обязан делать для других больше, чем требует буква закона.

Если человек постоянно занят Торой и внимателен к своему поведению, вежливо и дружелюбно говорит с людьми, а когда ему доставляют неприятности, не отвечает тем же и относится с уважением даже к проявляющим к нему пренебрежение; если он честен в делах, всегда делает для других больше, чем требует закон, и избегает крайностей — то его будут хвалить и любить и захотят ему подражать. Такой человек делает кидуш АШем, он освятил имя Бога. О нем написано у пророка Йешаяѓу: «И Он сказал мне: ты мой слуга Израиль, в котором Я буду прославлен» (Ѓилхот йесодей аТора).

КОГДА БУДЕШЬ СОБИРАТЬ УРОЖАЙ С ТВОЕЙ ЗЕМЛИ, НЕ ЖНИ МЕЖИ ТВОЕГО ПОЛЯ И ОПАВШИХ КОЛОСЬЕВ НЕ ПОДБИРАЙ, НИЩЕМУ И ПРИШЕЛЬЦУ ОСТАВЬ ИХ; Я БОГ, ВАШ ГОСПОДЬ (Ваикра, 23:22)

В этом стихе две заповеди для хозяина поля. Он должен оставлять пеа — несжатую полоску поля, то есть не собирать с части поля урожай, оставляя его бедным; и кроме того, оставлять им лекет — один-два колоска, которые падают из руки жнеца. Лучшую иллюстрацию исполнения этого закона мы находим в книге Рут.

Раши комментирует слово «оставляй»: ты должен оставлять для них, чтобы они собирали, но не обязан им помогать. Раши говорит хозяину поля, что он не обязан давать урожай бедному, а только позволить ему собирать его. Рав Хаим Зайчик объясняет: благодаря этому бедный не будет испытывать унижения, получая помощь из чьих-либо рук, а будет чувствовать, что берет лишь то, что ему полагается по закону Торы. Рав Зайчик учит на примере этого стиха, что подобным образом должен вести себя и хозяин по отношению к гостю. Не должен впихивать в гостя еду, а дать ему чувствовать себя свободным, чтобы брал, сколько хочет.

ТОТ, КТО ЗАБЬЕТ ЖИВОТНОЕ, ДОЛЖЕН ЗА ЭТО ЗАПЛАТИТЬ (Ваикра, 24:18)

  • 1. Нельзя портить чужое имущество (Хошен мишпат).
  • 2. Вы несете ответственность и за случайное повреждение — например, когда задели чужую вещь (там же). Но если это нельзя предусмотреть, ответственность за ущерб снимается (например, поднимался по крепкой лестнице, она поехала, упал и разбил чужое имущество). В таком случае следует проконсультироваться с ѓалахическим авторитетом.
  • 3. Человек отвечает за ущерб, независимо от того, чем его вызвал: рукой, ногой, телом, бросив камень, пустив стрелу или пролив воду (там же).
  • 4. Если вы ударили молотком, отлетел осколок и повредил что-то, вы несете за это ответственность (там же).
  • 5. У Рувена есть долговая расписка Шимона. Если вы уничтожили ее, Рувен не сможет востребовать долг, и вы должны уплатить ему сумму, на которую была выдана расписка. Хотя вы просто сожгли кусок бумаги, но должны возместить ущерб, который понес владелец документа (там же).
  • С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


    Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

    Пути праведников. Ложь

    Орхот Цадиким,
    из цикла «Орхот цадиким»

    Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

    Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

    Рав Зелиг Плискин,
    из цикла «Береги свою речь»

    Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

    Речь, пророчество и пустословие

    Акива Татц,
    из цикла «Маска Вселенной»

    Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

    Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

    Рав Ефим Свирский,
    из цикла «Десять заповедей»

    "Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

    Неудачная покупка

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

    Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

    Береги свою речь. Не верьте злословию!

    Рав Зелиг Плискин,
    из цикла «Береги свою речь»

    В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

    Синайское откровение - Десять заповедей

    Рав Цви Вассерман

    Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

    Тора и бизнес. Запрет обмана

    Рав Шауль Вагшал,
    из цикла «Тора и Бизнес»

    Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.