Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда человек хочет, он из любой грязи может выбраться»Рав Ицхак Зильбер
Рав Реувен Пятигорский

БлОготворительность

Об авторе Написать напрямую Все записи автора списком

Еврейский пылесос

15 ноября 2013, 14:29

Отложить Отложено

Пришли муж и жена с вопросом.

В их семье был пылесос, вещь обычная и востребованная в любом доме русскоязычных евреев, но в Израиле предмет, необходимый разве что перед Песахом.

Перед позапрошлым Песахом упомянутый пылесос попросили соседи. Взаймы, на время, бесплатно.

Им его дали, почему не дать. Затем вторые соседи попросили и третьи. Не без последствий, конечно. Что-то в нем быстренько отломалось, что-то стало надсадно сопеть внутри, одно колесико отвалилось, второе перестало вертеться, а шнур, который раньше с одного нажатия кнопки ускользал с веселым треском в свою норку, прекратил на кнопку реагировать, а по-другому ускользать не умел.

Короче говоря, пылесос работал, но уже не так стопудово, как в день покупки. А было ему от роду полтора года, и даже гарантия еще не кончилась, но куда его, такого калеку, теперь нести? Неудобно людям показывать.

Однако все соседи благодарили.

На следующий год его снова попросили. На этот раз в просьбе было отказано. Но только в первой просьбе. Все-таки, оказалось, неудобно гудеть им на весь дом – а людям не давать. Как-то не по-еврейски. Помучились совестью – и дали. Сначала одним соседям, а потом вторым и третьим, чтоб они были здоровы.

Тут появилась еще одна неприятность. Соседи его, как правило, не спешили возвращать. Поднимались нижние, просили одолжить пылесосущий механизм, а он все еще у верхних. Приходилось идти к верхним (что, согласитесь, не каждому удобно, потому что мы, евреи, люди стеснительные, верно?) – там искренне говорили спасибо. Давали нижним – они тоже не возвращали вовремя.

Это еще удача, что у нас самих все уже отпылесосано. Но почему именно мы должны ходить и просить? Самим что, трудно вернуть взятую вещь?! А про пыль, которую хорошо бы из него вытрясти, уж и речи нет.

Одним словом, на очередной Песах пришла к пылесосу гражданская смерть. Он еще пыхтел и делал вид, но энтузиазм в нем угас, и пыли в него входило совсем ничего, а задерживалось внутри еще меньше.

И вот теперь встал ребром вопрос: покупать новый пылесос или нет?

А в чем сомнения? Если нужен – покупайте. Если нет – то нет.

Очень нужен. Мы им не только на Песах. Но дело тут в одном тонком моменте. (Пауза.) Его снова станут просить.

А вы не хотите давать?

Ну, вроде того.

Так не давайте.

Неудобно. Повторяем, весь дом слышит, как он у нас надсадно гудит. Что людям сказать? Что пылесос у нас есть, но нам его жалко? Нам не жалко. Нам обидно, что с ним плохо обращаются. Но нельзя же так открыто сказать, верно?

Нельзя.

О! В этом и проблема. Дать – за пылесос обидно. Не дать – совесть заест.

Получается, что, из-за того что вам неудобно не давать, вы собираетесь его совсем не покупать?

Вроде того. Собака на сене наоборот. Морально-бытовая дилемма.

(Думаем. Не на тему, как ответить. А на тему, как ответить, чтоб не обидеть.)

Есть еще вариант.

Какой?

В вашем квартале есть пылесосы?

Не очень много, но есть.

Ну, так вы себе не покупайте, а у них берите. Причем можно возвращать вовремя, а пыль вытряхать. Все будет довольны.

(Муж и жена переглядываются.)

Не, не подходит.

Почему?

Мы другим, получается, не хотим давать, а у других брать готовы, так что ли?

Так вы же не хотите давать только тем, кто с ним плохо обращается. А вы с чужими вещами обращаетесь хорошо, так что вам можно!

Не, не красиво.

Окей. Скажите, у вас в районе гмахи есть?

Такие кассы взаимопомощи? Вещевой взаимопомощи? Полно! Есть гмах стульев на праздник, столов, детских колясок, лекарств. Десятки гмахов. В местной газете несколько страниц с адресами и телефонами тех гмахов.

А кто их завел?

Как кто? Люди, евреи. Семья в чем-то не очень нуждается. Например, дети выросли, и теперь нет нужды в колыбельке. Ее дают другим.

Совсем отдают?

Можно совсем. А можно на время – чтобы другие пользовались.

Это гмах одной колыбельки. А как сделались гмахи, где таких колыбелек много?

Семья сначала сделала гмах одной колыбельки – а потом купила еще несколько или собрала у других – и сделали гмах.

Ага, купили, чтобы давать.

(Пауза)

Мда. Что ж, понятно. Спасибо за совет.

(Ой, вот пишу вам рассказ - а их спросить забыл, воспользовались ли советом. Надо будет позвонить в йом-ришон. Или не надо? - тоже вопрос.)

**

Купить пылесос – чтобы давать другим. В этом главный смысл покупки пылесоса.

Когда мы приехали в Израиль и поселились там, где поселились, оказалось, что жить можно только так. Еврейский опыт общинной жизни.

Но сделать это могут только те из нас, кому стыдно купить и не давать. С этого начинается желание давать.

**

Написано: "Авраам должен стать великим и могучим народом, им благословятся все племена земли. Ибо Я избрал его затем, чтобы он передал своим детям и своему будущему дому, чтобы шли путем Всевышнего, творя добро и справедливость".

Творить добро можно только другим людям. Именно из-за нашего умения творить добро избран Авраам и его будущий дом, т.е., евреи, мы с вами. (Обратите внимание: не избраны для награды, за то что творим добро. А избраны для того - чтобы творить добро.)

И если так, то как  можно пройти мимо такой невероятной возможности проявить себя евреем – и не купить пылесос для соседей!

Теги: Мусар