Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Менахем Ав

Рав Гедалия Спинадель

Как узнать точное время новолуния?

Отвечает Рав Зеев Гершензон

Сегодня читаем главы Матот и Масэй

Проверено равом Бен-Ционом Зильбером

Вдоль долины реки Иордан

Авраам Коен

Можно ли жениться по расчету?

Отвечает Рав Яков Шуб

Еврейский пылесос

15 ноября 2013, 14:29

Отложить Отложено

Пришли муж и жена с вопросом.

В их семье был пылесос, вещь обычная и востребованная в любом доме русскоязычных евреев, но в Израиле предмет, необходимый разве что перед Песахом.

Перед позапрошлым Песахом упомянутый пылесос попросили соседи. Взаймы, на время, бесплатно.

Им его дали, почему не дать. Затем вторые соседи попросили и третьи. Не без последствий, конечно. Что-то в нем быстренько отломалось, что-то стало надсадно сопеть внутри, одно колесико отвалилось, второе перестало вертеться, а шнур, который раньше с одного нажатия кнопки ускользал с веселым треском в свою норку, прекратил на кнопку реагировать, а по-другому ускользать не умел.

Короче говоря, пылесос работал, но уже не так стопудово, как в день покупки. А было ему от роду полтора года, и даже гарантия еще не кончилась, но куда его, такого калеку, теперь нести? Неудобно людям показывать.

Однако все соседи благодарили.

На следующий год его снова попросили. На этот раз в просьбе было отказано. Но только в первой просьбе. Все-таки, оказалось, неудобно гудеть им на весь дом – а людям не давать. Как-то не по-еврейски. Помучились совестью – и дали. Сначала одним соседям, а потом вторым и третьим, чтоб они были здоровы.

Тут появилась еще одна неприятность. Соседи его, как правило, не спешили возвращать. Поднимались нижние, просили одолжить пылесосущий механизм, а он все еще у верхних. Приходилось идти к верхним (что, согласитесь, не каждому удобно, потому что мы, евреи, люди стеснительные, верно?) – там искренне говорили спасибо. Давали нижним – они тоже не возвращали вовремя.

Это еще удача, что у нас самих все уже отпылесосано. Но почему именно мы должны ходить и просить? Самим что, трудно вернуть взятую вещь?! А про пыль, которую хорошо бы из него вытрясти, уж и речи нет.

Одним словом, на очередной Песах пришла к пылесосу гражданская смерть. Он еще пыхтел и делал вид, но энтузиазм в нем угас, и пыли в него входило совсем ничего, а задерживалось внутри еще меньше.

И вот теперь встал ребром вопрос: покупать новый пылесос или нет?

А в чем сомнения? Если нужен – покупайте. Если нет – то нет.

Очень нужен. Мы им не только на Песах. Но дело тут в одном тонком моменте. (Пауза.) Его снова станут просить.

А вы не хотите давать?

Ну, вроде того.

Так не давайте.

Неудобно. Повторяем, весь дом слышит, как он у нас надсадно гудит. Что людям сказать? Что пылесос у нас есть, но нам его жалко? Нам не жалко. Нам обидно, что с ним плохо обращаются. Но нельзя же так открыто сказать, верно?

Нельзя.

О! В этом и проблема. Дать – за пылесос обидно. Не дать – совесть заест.

Получается, что, из-за того что вам неудобно не давать, вы собираетесь его совсем не покупать?

Вроде того. Собака на сене наоборот. Морально-бытовая дилемма.

(Думаем. Не на тему, как ответить. А на тему, как ответить, чтоб не обидеть.)

Есть еще вариант.

Какой?

В вашем квартале есть пылесосы?

Не очень много, но есть.

Ну, так вы себе не покупайте, а у них берите. Причем можно возвращать вовремя, а пыль вытряхать. Все будет довольны.

(Муж и жена переглядываются.)

Не, не подходит.

Почему?

Мы другим, получается, не хотим давать, а у других брать готовы, так что ли?

Так вы же не хотите давать только тем, кто с ним плохо обращается. А вы с чужими вещами обращаетесь хорошо, так что вам можно!

Не, не красиво.

Окей. Скажите, у вас в районе гмахи есть?

Такие кассы взаимопомощи? Вещевой взаимопомощи? Полно! Есть гмах стульев на праздник, столов, детских колясок, лекарств. Десятки гмахов. В местной газете несколько страниц с адресами и телефонами тех гмахов.

А кто их завел?

Как кто? Люди, евреи. Семья в чем-то не очень нуждается. Например, дети выросли, и теперь нет нужды в колыбельке. Ее дают другим.

Совсем отдают?

Можно совсем. А можно на время – чтобы другие пользовались.

Это гмах одной колыбельки. А как сделались гмахи, где таких колыбелек много?

Семья сначала сделала гмах одной колыбельки – а потом купила еще несколько или собрала у других – и сделали гмах.

Ага, купили, чтобы давать.

(Пауза)

Мда. Что ж, понятно. Спасибо за совет.

(Ой, вот пишу вам рассказ - а их спросить забыл, воспользовались ли советом. Надо будет позвонить в йом-ришон. Или не надо? - тоже вопрос.)

**

Купить пылесос – чтобы давать другим. В этом главный смысл покупки пылесоса.

Когда мы приехали в Израиль и поселились там, где поселились, оказалось, что жить можно только так. Еврейский опыт общинной жизни.

Но сделать это могут только те из нас, кому стыдно купить и не давать. С этого начинается желание давать.

**

Написано: "Авраам должен стать великим и могучим народом, им благословятся все племена земли. Ибо Я избрал его затем, чтобы он передал своим детям и своему будущему дому, чтобы шли путем Всевышнего, творя добро и справедливость".

Творить добро можно только другим людям. Именно из-за нашего умения творить добро избран Авраам и его будущий дом, т.е., евреи, мы с вами. (Обратите внимание: не избраны для награды, за то что творим добро. А избраны для того - чтобы творить добро.)

И если так, то как  можно пройти мимо такой невероятной возможности проявить себя евреем – и не купить пылесос для соседей!

Теги: Мусар

Оставить комментарий

119 комментариев

gt6989b, 15-11-2013 14:51:40

Очень классная зарисовка еврейского характера. Спасибо за то, что заставили задуматься.

Скажите, ребе, а у Вас есть книжки по мусару? Из Ваших зарисовок получится потрясающий учебник.

Шаббат шалом умеворах.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 15-11-2013 14:57:55

Спасибо за комментарий.
По поводу книги. Давно собрался подумать на эту тему. А вот полчаса назад - вывесив этот пост - вдруг решил: может, ану его? Уж больно хлопотно.((
Гут-шабес.

ответить         Ссылка на комментарий
natur, 16-11-2013 15:54:59

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-11-2013 18:25:54

Простите, не еврейский подход. Пост написан не для того, чтобы человек осуждал других. А для того, чтобы исправил себя.

ответить         Ссылка на комментарий
natur, 16-11-2013 18:56:04

Всё равно, мне кажется, легче одалживать, попрощавшись с вещью.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-11-2013 19:14:21

Попрощавшись с вещью? Так считают те, кто не любит давать вещи в долг. Это тоже не еврейский подход.

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 16-11-2013 17:42:51

Ой-вей, но наверное, таки ж гмаха перфораторов нету? )) Очень интересная тема! Вот очень много таких вещей, которые в одном-единственном доме используются, ну пару раз. Но нужны! Но пару раз. А дальше - лежат и пылятся. И вот всегда стоит дилемма - покупать или нет - и не денег жалко, а что всего на один раз. И взять не у кого, никто особо покупать такие вещи не хочет. А вот это выход для таких вещей! )) Шутка, но правда.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-11-2013 18:27:30

Раз у вас правда, но шутка, то вот вам самый простой и общий подход к гмаху. Человек смотрит, чего в его квартале нет, но многие нуждаются хотя бы раз в году. И покупает это - чтобы давать!

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 16-11-2013 18:39:21

Это очень хороший подход. Гораздо лучше чем продавать потом ненужное через ебэй или держать в кладовке.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-11-2013 18:43:35

Очень верно!
Впрочем, есть ненужные вещи, которые все равно стоит выбросить даже из кладовки - если они вряд ли ому понадобятся. Проверка простая: если вещь можно подарить - ее надо подарить или сделать гмах одноразовых выдач. Кажется, так.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 17-11-2013 09:36:33

"таки ж гмаха перфораторов нету?" - см. п.7

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 10:01:41

Спасибо за список гмахов в моем родном городе.
ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ ЗАГЛЯНУТЬ!
(Реб Гади, там две картинки не проявляются.)

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 17-11-2013 11:56:57

Это не картинки, это смайлики улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 12:35:56

Какие-то оригинальные смайлики, наверное, были. Жаль, пропали. Люблю рассматривать авторские смайлы.

ответить         Ссылка на комментарий
neyana, 16-11-2013 18:35:41

Шавуа тов! Это хорошее дело - гмах. Только я думала, что это наподобие небольшого склада, где собраны все такие вещи напрокат. А получается, что это всё дома хранить надо?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-11-2013 18:41:08

А это уже по обстоятельствам. Видал семью с гмахом лекарств - у них под гмах отдана комната. Но вы правы - заводя большой гмах, подумай о своих возможностях.
Но что интересно - можно сделать гмах и из одной вещи. Примеры: пылесос, машинка для стрижки газона, помпа шахтерская, строительный кран и т.д.
А еще проще: человек покупает одну вещь - себе - и готов давать ее любому соседу по мере запроса. Тоже гмах!

ответить         Ссылка на комментарий
neyana, 17-11-2013 13:15:41

А когда даёшь вещь, то допускается попросить отдать с выхлопанным пылевым мешком, например? Или аккуратно сложенным шнуром? Я понимаю, что нельзя обижать человека, но сослаться на то, что, возможно, придётся его отдать ещё кому прежде, чем сам воспользуешься, можно? Или это неприятный намёк. Если бы мне так сказали, то я бы ответила: Конечно, конечно. И поняла, что человек говорит не на пустом месте а были случаи. А если я беру не в первый раз и могла не выхлопать? Получается, намёк? Спасибо.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 16:47:27

Вы правы, так можно сказать. Если умеючи - и с гарантированным необижанием.))
У меня не всегда получается - поэтому я, как правило, ничего добавочного не прошу. Берете мою вещь - и на здоровье!
Даем же мы деньги с концами - и ничего нам не надо возвращать, верно?

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 17-11-2013 17:49:27

Хм! Вот тут есть такой момент - нужно ли давать, если я не уверен что вещь отдадут (не потому что я ее лишусь, а потому что лишатся другие)? Ведь, если вещь достанется многим - и заслуга будет больше?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 18:01:14

А что вас смущает? Например, есть заповедь давать ссуду. Тора так говорит. Причем не добавляет, но, если ссуду тебе не вернул, ты от заповеди впредь свободен (хотя бы пока не вернет). Так там тоже, вроде, другие бедняки лишатся моей помощи - если один взял и не возвращает.

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 17-11-2013 18:10:48

Нет, не впредь свободен - не о том речь, а что распорядился своими деньгами/вещью с меньшей пользой, чем мог бы. Например - пылесос просит у меня человек, который хочет использовать его на своей стройке, после чего он сломается и все, кто брал его останутся без пылесоса, пока я не куплю новый. Тут же снова возникает вопрос - чья кровь красней кому пылесос нужней.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 18:16:24

Так я и ответил: вы даете ссуду - человек через некоторое время возвращает - вы эти деньги даете новому человеку. Но если не вернул - другие потеряли.
Тем не менее, Тора говорит: давай!

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 17-11-2013 18:25:16

Да, так понятно.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 18:31:10

Ура!

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 17-11-2013 18:13:37

И попутный вопрос - в случае с цдакой есть определенная очередность, кому первей помогать (коль нуждающихся много). А в случае гмаха есть такая очередность или нет?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 18:16:53

Сначала, конечно, тем, у кого зеленые глаза.

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 17-11-2013 18:23:59

Гмах - это просто! ))

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 18:33:06

Ага, особенно тому, кто его держит. Особенно когда ему ничего не возвращают. Особенно когда у него у самого дела вдруг пошатнулись и надо бы занять денег, да не у кого, а из своего гмаха брать не принято. Гмах - это просто, легко и весело.

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 17-11-2013 18:40:20

Не про нас будет сказано! Но тем больше заслуга. Опять же - делать гмах или нет зависит от нас, а как у него(да и у нас) будут идти дела - зависит от неба. Так что будем думать про свою часть. Разве нет?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 19:47:06

Разве да.
Приятно иметь дело с полными праведниками.))

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 16-11-2013 18:41:21

Дом, где собраны такие вещи автоматически становится небольшим складом и там еще можно жить! ))

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-11-2013 18:44:27

Взвешиваем все аргументы - и принимаем решение.

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 16-11-2013 18:59:35

А что делать если в гмах обращается нееврей?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-11-2013 19:15:16

А вот без таких вопросов мы не можем?

ответить         Ссылка на комментарий
natur, 16-11-2013 19:20:45

Мне, кстати, тоже интересно, что будет, если вдруг резко и позарез понадобится, например, лекарство, а гмах будет ближайшим пунктом?

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 16-11-2013 19:30:00

Если резко и вдруг- тут надо сначала помочь, а потом интересоваться. Может же обратиться совсем незнакомый человек.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-11-2013 19:31:51

Ответ дал ниже. 16-11-2013 19:29:43
Кстати, если резко и вдруг - то в случае незнакомого еврея тоже можно выяснить обстоятельства. Особенно, если дело происходит в окружении, далеком от Торы.

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 16-11-2013 19:43:28

Это вот еще надо суметь - выяснить обстоятельства и не обидеть! Тоже проблема.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-11-2013 19:49:19

Если давно нет проблем и трудностей - задумайтесь, что происходит. Опасность налицо.

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 16-11-2013 19:52:13

И тех и других в избытке. Просто они меняются (иногда до неузнаваемости).

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-11-2013 20:02:42

Если я правильно понял, то 16-11-2013 19:43:28 не такая уж проблема, верно?

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 16-11-2013 20:22:48

Хм... Пожалуй, что и так!

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 16-11-2013 19:24:05

Ой-вей, реб Рувен, слиха. Мы да, но ведь они же есть!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-11-2013 19:29:43

Не думаю, что у меня получится отказать в просьбе человеку, если он нееврей.
Но вам, как людям любопытным, сообщаю: если помочь еврею - строгая и настоятельная заповедь Торы (дать ссуду без процентов, цдаку и пр.), то сделать такую же услугу для нееврея - это уже выполнение постановления мудрецов "добиваться мирных отношений с соседями".
Поэтому делать гмахи для неевреев - только если так принято в районе. Давать ссуду без процентов - если так принято в данной местности.

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 16-11-2013 19:39:16

Ну вот! Таки ж про мирные отношения с соседями я и забыл (что есть такое постановление).

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-11-2013 19:49:43

Как можно жить в Москве и забыть об этом?

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 16-11-2013 20:25:22

Про сами отношения - конечно помнил (а, если б забыл, то тут же бы напомнили))! Особенно в Москве. Но вот, что есть такое постановление - я забыл (

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-11-2013 20:56:35

Т.е. у вас интуитивное выполнение заповедей "от мудрецов"? То же неплохо.))

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 16-11-2013 22:06:29

Я исходил из краткого курса Торы для одноногих ))

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-11-2013 22:14:19

Краткого курса нет!!
То, что вы приняли за Краткий, кончается словами: "иди, учись". Т.е. это только эпиграф к Полному.

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 17-11-2013 12:15:37

Дверь к Полному.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 12:32:25

То есть, ваш ответ от 16-11-2013 22:06:29 надо понимать по-новому:
"Я исходил из краткой двери в полный курс для одноногих"?))

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 17-11-2013 13:05:24

Из надписи на пригласительном билете в полный (прочитав которую, одноногий обрел вторую ногу и поскакал в указанную дверь))

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 19:48:22

Ага, если обрел.

ответить         Ссылка на комментарий
neyana, 17-11-2013 13:08:13

Тоже верно. ) И не просто можно, а так и большинство живёт. )

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 17-11-2013 05:34:30

Похоже вопрос можно решить купив экстра страховку на пылесос на несколько лет. И продлять. Даже если и делать гемах все равно страховка нужна. Но вообще-то по еврейски если человек сломал то берет на себя ответственность. Или если пылесос современный и имеет много кнопок то владельцам стоит рассказать как пользоваться перед тем как давать.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 09:58:11

Вопрос был: покупать новый или не покупать (чтобы не давать)? Ответ был: покупать и давать.
Ваши предложения (про ответственность и инструкции) интересны, но лежат вне главной идеи статьи.
Общее замечание (постоянно его делаю в аналогичной ситуации): нас не интересует, что делают другие люди, - нас интересует, что делать нам. Учить других - не тема моего блога. У нас здесь мусар. Самовоспитание.

ответить         Ссылка на комментарий
korovushka, 17-11-2013 16:17:45

Купить новый пылесос и снова одалживать людям. Ведь это такая Мицва что на твои деньги делается доброе дело. А уж подготовка к празднику - вообще без разговоров.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 16:42:41

Именно к этому весь разговор и завелся.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 17-11-2013 20:48:08

На такой пылесос тогда вроде можно потратить "денежную десятину"?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 21:09:50

Да вроде бы, они к тому и склонялись. Ибо через несколько дней спросили про десятину. Боюсь, предложенное решение обойдется им в копеечку.))

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 17-11-2013 21:30:34

Дык десятину они бы и так отдали бы. А так - и с пользой для себя!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 21:32:13

Люди, которые отделяют десятину, - с вопросом про пылесос не приходят, не так ли?))
А вот наоборот - как раз наш случай.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 17-11-2013 21:52:11

Не знаю. Иногда трудно найти ассоциативную связь, особенно между заповедным (десятиной) и материальным (пылесосом)... улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 22:02:08

Ручаюсь вам: если человек регулярно отдает майсер - то на пылесосы и прочую материю он смотрит много проще.

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 18-11-2013 17:19:44

В предыдущий раз вы мне читали лекцию о важности поберечь нервы. Заметьте, я не спорю с вами о решении покупать, как в Пиркей Авос: твое твое и мое - твое, - цадик. Но если покупать то продуманно. А если хотите поспорить, я не уверен что подобную историю про чужой пылесос рассказывают. Та же мишна на случаи простока и нечестивца просто неизбежна.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 18-11-2013 17:47:57

Мало что понял. Я не против того, чтобы покупать продуманно. Все надо делать продуманно.
О чем поспорить?
Что имеете в виду, когда пишете, "что не уверены, что подобную историю про чужой пылесос рассказывают"? Кто рассказывает? Когда и кому?
Надеюсь, вы не против самой идеи гмахов?

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 18-11-2013 19:03:52

Даю вам браху чтоб поняли, р. Рувен.
Я не против идеи гемахов но я против идеи колхозов: "это все колхозное это все мое" поломает не только пылесос.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 18-11-2013 22:40:58

Гмах и колхоз - где они пересеклись?

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 18-11-2013 23:22:58

Не понял вопроса.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 19-11-2013 00:46:47

Вы про них написали.

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 19-11-2013 06:56:09

Ответственность перед гемахом такая же как в колхозе.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 19-11-2013 11:53:09

Не понял.

ответить         Ссылка на комментарий
natur, 19-11-2013 14:32:52

В не столь далёком прошлом в хорошо знакомой Вам стране были выражения "всё вокруг колхозное - всё вокруг моё", "тащи с завода каждый гвоздь - ты здесь хозяин, а не гость" и т.д. Т.е. человек не стремился сохранить в целости вверенное ему "общественно-чужое" имущество. Пылесос - в данном случае.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 19-11-2013 15:46:29

Но я не вижу связи между теми колхозами и нашими гмахами.((
Откуда появилась эта странная тема?

ответить         Ссылка на комментарий
natur, 19-11-2013 18:38:37

Между колхозами и гмахами - вроде никакой связи.
Но вот отношение к чужому имуществу...
А тема появилась напрямую из текста и из воспоминаний о правилах, что чужое добро надо беречь. Например, меня приучали, что возвращать вещь желательно в лучшем состоянии (по возможности), чем брала.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 19-11-2013 22:21:37

Могу только повторить: смотрим только за собой. И учим только себя. Согласны?

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 19-11-2013 22:57:16

Кицур Ш.А.: если человек имеет репутацию не выплачивать долг или использовать не по назначению то ему можно не отдалживать.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 19-11-2013 23:55:32

По-русски, что ли?
Это во-первых.
А во-вторых: мы тут вроде не про долг давать, а про гмах.
Да и пылесос все возвращали.
Да и в-пятых: вы опять с критикой в адрес евреев? Это не мой пост.

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 20-11-2013 06:44:15

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
natur, 20-11-2013 05:42:11

Согласна улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 18-11-2013 19:08:19

Ошибка не цадик а хасид

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 17-11-2013 10:12:40

Оборудование с безусловной страховкой обойдется в несколько стоимостей обычного (и не так много производителей дают безусловную). Но, если с инструментом работают разные люди (не всегда аккуратные), то обычно так и делают - три года гарантии, а потом меняют - зато минимум проблем. Но, реб Рувен, конечно писал не про то ))

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 17-11-2013 15:27:49

А имея банальный вайфай роутер можно организовать гмах по раздаче интернета жителям своего и близлежащих домов ))

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 16:43:22

Вот забаню ж.))

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 17-11-2013 17:40:46

Реб Рувен, но ведь жеж правда! (идея, кстати, не моя).

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 17:48:38

Так это старое правило: человека наказывают за правду (лашон-ара, нелицеприятная критика, интернет и пр.). За ложь вообще убивают.

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 17-11-2013 17:53:45

Да, все так. ( Да и самая лютая ложь, как я читал почти полностью состоит из правды.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 18:02:58

Ага, из лютой правды.

ответить         Ссылка на комментарий
korovushka, 17-11-2013 16:15:08

Люди жертвуют тысячи в помощь школам, ешивам, студентам. А они пожалели какой-то пылесос. Ведь это такая Мицва и всё добро в котором ты учавствуешь, возвращается к тебе. Да я бы с радостью отдала свой, да никто не просит к сожалению. У всех свои есть. А если бы соседи сломали, купила бы новый чтобы опять кому то одалживать.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 16:45:01

Очень верные слова. Единственно что настораживает - некое осуждение людей, пришедших с вопросом про пылесос. Они начинающие - еще продвинутся - станут потрясающими праведниками - сБп.

ответить         Ссылка на комментарий
korovushka, 17-11-2013 17:02:29

Да, вы знаете, я вся из себя такая правильная, что недостатки других людей ну никак не могу приемлить. Тоже ведь тяжёлая ноша, видеть все недостаки насквозь .. А что я могу с собой поделать - раз уж такой уродилась..

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 17:15:00

Так это и есть тема всего моего блога! Только для таких, как вы, и пишу. Денно и нощно!
Смотрите, даже смайликов не ставлю.

ответить         Ссылка на комментарий
korovushka, 17-11-2013 17:44:45

даулыбка

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 17:50:07

Это вы их за меня поставили? Хорошо хоть, что не обиделись. Мне чудом повезло.))

ответить         Ссылка на комментарий
korovushka, 17-11-2013 18:08:21

Всё таки наверное хорошо жить как мой муж. Он никогда не интересуется ни религией, ни статьи не читает. Зато сам по себе, как мне кажется, лучше меня соблюдает все заповиди. Любит людей, заботится о других, всех зовёт в гости, всем даёт в долг, не замечает недостатков других. На нём конечно могут ездит все кто захотят. Но он то етого не замечает. Всё вижу я. Вот вам и парадокс.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 18:13:07

Боюсь, вы недавно пришли в мой блог.
1) Боязнь, что на хорошем человеке все ездят - самая нееврейская.
2) Соблюдать заповеди, не интересуясь религией, невозможно.
Поэтому верно сказать, что он просто хороший человек. Не больше того. А Тора требует от еврея больше.
3) И если вы ему завидуете (правильной завистью) - так научитесь у него тому хорошему, что может перенять соблюдающий человек (если вы соблюдающая еврейка) от просто хорошего человека.

ответить         Ссылка на комментарий
korovushka, 17-11-2013 18:22:38

Спасибо. Я постараюсь.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 18:33:36

Удачи вам и вашему мужу.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 17-11-2013 21:01:21

У меня тут мысль появилась - купить новый пылесос, а тем, кто будет просить - давать старый. улыбка
Кстати, сегодня уже йом ришон - Вы им позвонили?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 21:08:02

Да, позвонил, но про пылесос спросить так и не решился. Я нерешительный.
А вот по поводу вашего предложения - этот вариант тоже был рассмотрен (по инициативе жены), но был отвергнут (мужем). Почему? Потому что старый механизм-калека вот-вот отключится от бренного мира. А новый уже куплен! И что делать?

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 17-11-2013 21:17:29

Элементарно - один из ответственных соседей, который подумает, что его карма (по-талмудически, "нистахфа садэу" :winkулыбка стала причиной отключки пылесоса (хотя он явно слышал шум работающего, как мотор "Хорьха", из квартиры хозяина), решит отремонтировать или возместить "ущерб". Рука не поднимется рот не откроется сказать такому соседу "о нет, не стоит!" улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 21:22:09

Весь цимес урока в том, что, даже если ни один из соседей не исправится в своем отношении к чужому пылесосу - все равно купим им новый!
Ну, а если исправится - так вообще песня. Хотя это уже не пост моего блога.))
Еще раз: моя задача исправлять себя, а не других. Хотя, если они тоже, то я за них всей душой.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 17-11-2013 21:35:10

Статистики ради - муж и жена из КС?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 21:36:53

Кирьят-Сэфер? Нет.
Предлагаю смотреть на них, как на обобщенный образ. Не пишу личный журнал, но даю уроки.))

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 17-11-2013 21:57:07

То есть соседи нормальные, а не такие, от которых следует отдалиться. Смена местожительства на повестке дня не стояла, ведь так?
Завидую Вашей работоспособности, плодотворной деятельности и терпению. Мне бы так...

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 22:08:06

С соседями нам всю жизнь везет, сБ!
Смена места жительства на повестке дня таки да, стояла. Потому и уехали через Отказ.
Работоспособность? Вы бы это моим учителям в 9-11 классах сказали.))
Терпения как раз не хватает.
А то, что я тут пишу всем напропалую - так только потому, что сижу напротив компа и перевожу Гмару. А на экране маленький колокольчик - и если кто-то мне написал - он дзиньк-дзиньк - и я пишу ответ. Потому что мне в кайф! (Так уже говорят?) - Это если я не на уроках или в синагоге.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 17-11-2013 22:14:15

Я имел в виду соседей пылесоса... грустный
Извините, что отрываю от действительно Важного Дела.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 17-11-2013 22:18:37

Если я оторвался - то пора прерваться. Ночью догоню.
Соседи у пылесоса были нормальные, ручаюсь! Хотя тут есть много мнений. Одно из них было приведено хозяевами пылесоса. Но они уже исправились - я про соседей.))

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 19-11-2013 00:15:21

А каким образом я могу исправиться купив еще и пылесос если уже отдан маасер с верхом?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 19-11-2013 00:47:39

Вы неисправимы!)))

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 20-11-2013 06:47:26

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
dvorrnick, 17-11-2013 22:30:00

интересно происходила смена чуйств по мере чтения. сначала сопереживание соседям за поломанный пылесос, потом внутренний возглас-ну как можно давать, если ОНИ так! хотя ваш подвох был ясен изначально) но когда вы написали про гмах-все напряги рассосались, стало легко и ясно. и это главное, что меня поразило в этой ситуации. т.е. НИЧЕГО не изменилось, кроме каваны. и она все решает.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 18-11-2013 01:22:00

В свое время я занимался кинокритикой. Но литературную тоже люблю. Спасибо (без иронии). Особенно про смену чувств.))

ответить         Ссылка на комментарий
Airin, 20-11-2013 16:33:41

Как же исправляется человек, который постоянно покупает пылесос для соседей, которые его постоянно ломают?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 20-11-2013 18:52:13

Ответ уже несколько раз дан (см. например, ссылку у рава Поллака). Сделайте гмах! А если у вас такие соседи, что они постоянно ломают чужие вещи, - значит, это ваш выбор.
Выдам вам тайну: я веду блог для евреев, т.е. людей, которые живут (или хотят жить) по-еврейски.

ответить         Ссылка на комментарий
Airin, 20-11-2013 19:28:33

я думал

ответить         Ссылка на комментарий
Airin, 20-11-2013 19:29:54

я думала, что он исправляется тем, что продолжает любить даже таких соседей.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 20-11-2013 20:10:42

А, вы про исправление? Ну да, можно сказать и так.
Просто люди вокруг меня держат гмахи - и просто живут этим. Им нечего исправлять.
Это как задать вопрос: когда мы вежливо здороваемся - что мы в себе исправляем?

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий