Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Еврейский пылесос

15 ноября 2013, 14:29

Отложить Отложено

Пришли муж и жена с вопросом.

В их семье был пылесос, вещь обычная и востребованная в любом доме русскоязычных евреев, но в Израиле предмет, необходимый разве что перед Песахом.

Перед позапрошлым Песахом упомянутый пылесос попросили соседи. Взаймы, на время, бесплатно.

Им его дали, почему не дать. Затем вторые соседи попросили и третьи. Не без последствий, конечно. Что-то в нем быстренько отломалось, что-то стало надсадно сопеть внутри, одно колесико отвалилось, второе перестало вертеться, а шнур, который раньше с одного нажатия кнопки ускользал с веселым треском в свою норку, прекратил на кнопку реагировать, а по-другому ускользать не умел.

Короче говоря, пылесос работал, но уже не так стопудово, как в день покупки. А было ему от роду полтора года, и даже гарантия еще не кончилась, но куда его, такого калеку, теперь нести? Неудобно людям показывать.

Однако все соседи благодарили.

На следующий год его снова попросили. На этот раз в просьбе было отказано. Но только в первой просьбе. Все-таки, оказалось, неудобно гудеть им на весь дом – а людям не давать. Как-то не по-еврейски. Помучились совестью – и дали. Сначала одним соседям, а потом вторым и третьим, чтоб они были здоровы.

Тут появилась еще одна неприятность. Соседи его, как правило, не спешили возвращать. Поднимались нижние, просили одолжить пылесосущий механизм, а он все еще у верхних. Приходилось идти к верхним (что, согласитесь, не каждому удобно, потому что мы, евреи, люди стеснительные, верно?) – там искренне говорили спасибо. Давали нижним – они тоже не возвращали вовремя.

Это еще удача, что у нас самих все уже отпылесосано. Но почему именно мы должны ходить и просить? Самим что, трудно вернуть взятую вещь?! А про пыль, которую хорошо бы из него вытрясти, уж и речи нет.

Одним словом, на очередной Песах пришла к пылесосу гражданская смерть. Он еще пыхтел и делал вид, но энтузиазм в нем угас, и пыли в него входило совсем ничего, а задерживалось внутри еще меньше.

И вот теперь встал ребром вопрос: покупать новый пылесос или нет?

А в чем сомнения? Если нужен – покупайте. Если нет – то нет.

Очень нужен. Мы им не только на Песах. Но дело тут в одном тонком моменте. (Пауза.) Его снова станут просить.

А вы не хотите давать?

Ну, вроде того.

Так не давайте.

Неудобно. Повторяем, весь дом слышит, как он у нас надсадно гудит. Что людям сказать? Что пылесос у нас есть, но нам его жалко? Нам не жалко. Нам обидно, что с ним плохо обращаются. Но нельзя же так открыто сказать, верно?

Нельзя.

О! В этом и проблема. Дать – за пылесос обидно. Не дать – совесть заест.

Получается, что, из-за того что вам неудобно не давать, вы собираетесь его совсем не покупать?

Вроде того. Собака на сене наоборот. Морально-бытовая дилемма.

(Думаем. Не на тему, как ответить. А на тему, как ответить, чтоб не обидеть.)

Есть еще вариант.

Какой?

В вашем квартале есть пылесосы?

Не очень много, но есть.

Ну, так вы себе не покупайте, а у них берите. Причем можно возвращать вовремя, а пыль вытряхать. Все будет довольны.

(Муж и жена переглядываются.)

Не, не подходит.

Почему?

Мы другим, получается, не хотим давать, а у других брать готовы, так что ли?

Так вы же не хотите давать только тем, кто с ним плохо обращается. А вы с чужими вещами обращаетесь хорошо, так что вам можно!

Не, не красиво.

Окей. Скажите, у вас в районе гмахи есть?

Такие кассы взаимопомощи? Вещевой взаимопомощи? Полно! Есть гмах стульев на праздник, столов, детских колясок, лекарств. Десятки гмахов. В местной газете несколько страниц с адресами и телефонами тех гмахов.

А кто их завел?

Как кто? Люди, евреи. Семья в чем-то не очень нуждается. Например, дети выросли, и теперь нет нужды в колыбельке. Ее дают другим.

Совсем отдают?

Можно совсем. А можно на время – чтобы другие пользовались.

Это гмах одной колыбельки. А как сделались гмахи, где таких колыбелек много?

Семья сначала сделала гмах одной колыбельки – а потом купила еще несколько или собрала у других – и сделали гмах.

Ага, купили, чтобы давать.

(Пауза)

Мда. Что ж, понятно. Спасибо за совет.

(Ой, вот пишу вам рассказ - а их спросить забыл, воспользовались ли советом. Надо будет позвонить в йом-ришон. Или не надо? - тоже вопрос.)

**

Купить пылесос – чтобы давать другим. В этом главный смысл покупки пылесоса.

Когда мы приехали в Израиль и поселились там, где поселились, оказалось, что жить можно только так. Еврейский опыт общинной жизни.

Но сделать это могут только те из нас, кому стыдно купить и не давать. С этого начинается желание давать.

**

Написано: "Авраам должен стать великим и могучим народом, им благословятся все племена земли. Ибо Я избрал его затем, чтобы он передал своим детям и своему будущему дому, чтобы шли путем Всевышнего, творя добро и справедливость".

Творить добро можно только другим людям. Именно из-за нашего умения творить добро избран Авраам и его будущий дом, т.е., евреи, мы с вами. (Обратите внимание: не избраны для награды, за то что творим добро. А избраны для того - чтобы творить добро.)

И если так, то как  можно пройти мимо такой невероятной возможности проявить себя евреем – и не купить пылесос для соседей!

Теги: Мусар