Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Водитель, говорящий по телефону, — преступник?

Темы: Опасность, Ответственность, Рав Яков Шуб, Материальный ущерб

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, недавно у нас на работе один сотрудник получил штраф за разговор по телефону во время вождения. Вокруг этого разгорелся настоящий спор, насколько правомерны и целесообразны такие санкции со стороны государства. Понятно, что власти стараются перестраховаться, поэтому решили обратиться к вам, ведь, как известно, взгляд Торы считается наиболее объективным и непредвзятым. Интересно было бы узнать, как Тора смотрит на водителя, который говорит по телефону?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем мы рассмотрим его с точки зрения еврейского закона, давайте обратимся к статистике. Необычайное распространение современных средств коммуникации приводит также и к ряду негативных последствий. По данным различных международных организаций по охране безопасности движения текстовые сообщения, а также разговоры по телефону становятся причиной около 20% всех аварий со смертельным исходом. Человек постоянно прикован к экрану телефона, ему тяжело оставить его даже во время вождения автомобиля. Именно поэтому в большинстве государств использование мобильного телефона во время вождения является незаконным.

Теперь давайте обратимся к нескольким галахическим постановлениям мудрецов современности и предыдущих поколений, в которых рассматриваются различные случаи, в определенной мере аналогичные нашему.

Задремал за рулем

Рав Овадья Йосеф (респонс Йабиа Омер 9:5) и Рав Шмуэль Вознер (респонс Шевет а-Леви 8:301) рассматривают такую ситуацию: человек согласился подвезти своего знакомого из Иерусалима в Хайфу. Водитель почти не спал ночью перед поездкой и в результате задремал за рулем, что стало причиной серьезной аварии. Пассажир был тяжело ранен, ему пришлось месяц провести в больнице. Затем он подал на водителя в Еврейский суд, бейт-дин, требуя возмещения расходов на лечение и потерянного заработка.

В своих респонсах галахисты взвешивают, как следует определить статус водителя в данной ситуации с точки зрения еврейского закона. Считается ли, что водитель не мог контролировать свои действия, поскольку он спал (онес)? В этом случае он освобождается от возмещения ущерба. Или же действия водителя считаются преступной халатностью (пшия)? В таком случае он обязан возместить расходы. Согласно еврейскому закону, в большинстве случаев человек, который неожиданно уснул и причинил в результате этого материальный ущерб, не несет ответственности, потому что во сне он не может контролировать свои действия. Тем не менее, в Талмуде приводится еще одна модель: тхила бэ-пшия вэ-софо бэ-онес — если человек вследствие своей халатности попадает в ситуацию, в которой уже не может контролировать свои действия, он по-прежнему несет ответственность. Тот факт, что водитель сель за руль, зная, что он недостаточно хорошо выспался, можно рассматривать как халатность. Таким образом, и то, что в дальнейшем он заснул и уже не мог контролировать свои действия, не освобождает его от ответственности.

Сторож, заснувший на работе

В обоснование этого решения приводится мнение одного из ришоним (ранних комментаторов), Ор Заруа, который постановил, что сторож, который заснул на работе и позволил, чтобы вещи были украдены, несет ответственность, поскольку его действия определяются как халатность. Он объясняет: хотя во время сна человек не может контролировать свои действия, сторож должен был выспаться заранее, чтобы выполнять свои должностные обязанности надлежащим образом.

Точно так же и водитель обязан был выспаться заранее, чтобы быть в состоянии вести автомобиль. Указывают также, что водитель обязан проспать достаточное количество часов, прежде чем сесть за руль. Таким образом, его поведение считается халатностью, и он несет ответственность за ущерб.

Водитель, говорящий по телефону

Этот принцип, можно, конечно же, применить и в ситуации, когда водитель отвлекается от вождения. Если водитель отвлекается по независящим от него обстоятельствам и попадает в аварию, то, поскольку он не мог контролировать свои действия, считается, что он действовал вынужденно (онес) и не несет ответственности за ущерб или гибель людей. Но когда водитель поднимает сотовый телефон или пишет текстовые сообщения во время вождения, он сознательно ставит себя и других в опасную ситуацию.

Более того, поскольку эти действия признаны незаконными в большинстве стран, то, кроме всего прочего, он нарушает также предписание подчиняться дина дэ-малхута — евреи должны следовать законам той страны, в которой проживают.

Кроме того, поскольку существует закон, запрещающий пользоваться телефоном во время вождения, водитель не может утверждать, что ему не было известно о возможных последствиях такого поведения.

Заключение

Мы видели, что игнорирование государственных законов об использовании мобильных телефонов во время вождения подвергает опасности как жизнь водителя, так и жизнь других людей. Кроме того, поскольку у водителя есть возможность избежать такой ситуации, считается, что он действует сознательно и, таким образом, несет полную ответственность за причиненный ущерб и травмы.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре