Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора запрещает в субботу не только стирку, но и все сопровождающие ее действия.

 

Мы уже говорили, что при строительстве Мишкана одной из работ было отбеливание шерсти. Тем самым мелабен (отбеливание) - это ав мелаха. Производная от мелабен - стирка.

Если задуматься над точным определением, то "стирать" означает "тереть одну часть одежды или ткани о другую в воде или любом другом моющем средстве для того, чтобы ткань стала чище". Так вот, Тора запрещает не только стирку, только что нами определенную, но и все сопровождающие ее действия. Запрещено замачивать одежду в воде или моющих растворах, а также выжимать белье. Цель последнего действия - устранение не только грязи, выходящей вместе с водой, но и самой воды, - ведь одежду необходимо высушить перед тем, как надеть.

Запрет касается как влажной стирки, так и сухой чистки, если последняя приводит к тому, что вычищенная одежда становится опрятнее на вид. (Под чисткой имеется в виду вытряхивание одежды или физическое удаление грязи с поверхности ткани, т.е. соскребывание.) Итак, нельзя выводить пятна, используя воду или химические средства, либо соскребать грязь ногтем или краем одежды. Поскольку в результате такой операции пятно пропадает, то общий вид одежды значительно улучшается, - а это, с точки зрения законов Субботы, криминал!

Сказанное относится к любым видам одежды и белья, занавескам и скатертям; одним словом, к любой ткани. Различия нет ни по цвету, ни по степени: старый белый пододеяльник нельзя стирать в той же степени, что и новый черный свитер.

Впрочем, запрет на выведение пятен не абсолютен. Если на костюм упал кусочек крема от субботнего торта, то его можно снять ножом, ногтем или сухой тряпкой. След от пятна останется, значит сухой чисткой это считать нельзя, так как одежда не станет намного чище. Но вот удалять с одежды кусок засохшей грязи все же не стоит, ибо тем самым нарушается запрет на тохен, помол.

Можно ли вытряхнуть запылившуюся одежду? Мы уже отметили, что определяющей характеристикой для всех этапов запрещенной стирки-чистки является существенное улучшение вида одежды. При вытряхивании качественного улучшения обычно не происходит. Исключением является наряд, который мы с вами не наденем, если он будет выглядеть пыльным. В первую очередь это относится к незаношенным темным одеждам - на них следы пыли заметны, что называется, невооруженным взглядом. Но уже на поношенной одежде, а также на ткани светлых тонов пыль не столь видна, поэтому можно несильно потрясти платьем в воздухе или осторожно стряхнуть пыль рукой. И тем не менее, одежды, которые не принято носить, не очистив их от пыли, вытряхивать нельзя, даже если они сшиты из светлой ткани и совсем не новы.


Идол тельца был вылит из золота на сороковой день после получения Торы у горы Синай. Грех имел свои последствия, но весь народ Израиля в целом был прощен Всевышним. День, когда Он простил евреев, мы празднуем каждый год — это Йом Кипур, День Искупления. Попытаемся разобраться, в чем же состоял грех Золотого тельца и почему вообще он был совершен. Читать дальше

Глава Шкалим. Махацит ашекель

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Во времена, когда стоял Иерусалимский Храм, действовала особая заповедь — каждый взрослый мужчина должен был один раз в год пожертвовать половину шекеля, с тем, чтобы на эти деньги приобретались животные, необходимые для общественных жертвоприношений — ежедневные жертвы всесожжения (Олот) , дополнительные жертвы (Мусафим) , хлебные приношения и воскурения. При этом Тора запрещала приносить в этом году в жертву животных, купленных на деньги, собранные в прошлом (или ином) году.

Уровень человека 5. Вехи человечества. Эпоха Синайского Откровения

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

В час дарования Торы евреи достигли высочайшего уровня святости. Следовать заповедям без сомнений — принцип, который вразрез идет с обычным людским скепсисом.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Экев 1

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.

Тьма перед рассветом 4. Брачный союз между Ашемом и Израилем

Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»

Катастрофа и возвышение через страдание