Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Щедрый человек должен весьма остерегаться разбрасывать деньги впустую, гоняясь за страстями, приводящими ко злу. Но пусть будет уступчив по отношению к достойным беднякам, пусть одевает и кормит их самым лучшим, как написано: «Все лучшее — Всевышнему» (Ваикра 3; 16).»Орхот цадиким. Щедрость

Просто меламед

14 сентября 2012, 08:10

Отложить Отложено

Сегодня в классе мы занимались тем, что каждый рассказал, какой фильм за последний год его больше всего впечатлил. В кашерность изображения я не очень вдавался: дети приехали из России-Украины-Белорусии буквально на днях, до запретов Торы и ее обычаев им еще расти и расти.

Но интрига сюжета и главные его элементы меня очень интересовали. Причем оказалось, что все названные картины были просмотрены всеми – хотя и получили разные оценки, а потому спор иногда штормил, но берег не заливал.

Теперь я в курсе киносимпатий вверенного мне контингента.

Да, занимались мы, собственно, ознакомительным разбором книги "Коэлет". А если точнее – смыслом выражения, согласно которому ничего нового под солнцем не наблюдается вот уже продолжительное время. И на реплику: "как это ничего нового?! а компьютеры?! а кино?! а вконтаке?!" – пришлось заняться конкретикой. В данном случае обсудили новизну киносценариев.

Ну, и как водится, рассказал мальчикам, что мне – как записному киносценаристу – известны ровно 11 сценарных шаблонов (а киножанров наличествует еще меньше). Так что ничего нового в кино не бывает, а бывают обновленными только компьютерные ракурсы, техника съемки и формат видеофайла. Но глаза у нас все те же (и "башка", как выразился один киноман из Керчи).

** **

Не знаю, как другие – а мне нравится. Я так и сказал директору при найме, что пришел не учить, а учиться. Понятно, что нервы ни к черту – я про нервы детей. И "хулиганят" они отчаянно, но без выдумки. Пришлось преподать их пару приемов из собственно выстраданного детства.

Причем сначала я анансировал приемы, потом заключил с детьми договор (покажу, но при условии, что они их не будут мизансценировать в стенах школы – иначе выгоню жестоко во двор. О приемах рассказал – и тут же жестоко выгнал пару увлекшихся экспериментаторов).

Короче, я балдею: это классно быть учителем. Прикиньте сами – ежедневный бой! Т.е. бой с самим собой, потому что и это хочется им рассказать, и это. Они же ни фига не знают! Вчера я им рассказывал, как из дома Авраама изгонялись Ишмаэль с его мамой. Заодно обсудили – по делу или не по делу. А уже после урока один из участников, глядя в окно, радостно завопил: "смотрите, мужики, живой Ишмаэль". Все бросились к панораме – и увидели, как через блок-пост Бейтара уныло идет арапчонок с коробками инжира, чтобы продать его проезжим машинам. (Что-то давно я свеже-сорванного инжира не ел.)

** **

Раздел Вайелех. "Научи ей (этой песне, т.е. Торе) сыновей Израиля, вложи ее в их уста".

Рамбам пишет ("Талмуд-Тора"): "Если учитель учит, а дети не постигают – из-за глубины материала или в силу своей неусидчивости – в этом случае учителю запрещено на них гневаться и сердиться, но должен повторить с ними материал – пусть даже несколько раз, – пока не поймут".

Это с видео-урока "Спокойствие, главное – спокойствие!" – О том, какими качествами должны обладать учитель, наставник, а также отец с матерью, когда учат (поучают) детей.

Так что пока я учусь быть учителем.

** **

Ну вот, чуть не забыл – зачем вообще взялся за этот пост. Ведь не все мы учителя в школе. К чему нам надо знать, каким должен быть учитель?

А вот к чему. Общее правило: будь с людьми таким же, как меламед с учениками. Т.е. не будь требовательным к людям.

Большинство конфликтов между людьми из-за того и происходят, что одна сторона чего-то хочет от второй – ждет, требует, настаивает. А вторая сторона упирается: я ничего тебе не должна.

Так и учитель – он не должен требовать от ученика моментального понимания и усвоения материала, а также изумительного поведения – когда ему скучно. (Умей дать интересный урок!)

К сожалению, иногда так ведут себя целые страны, и подчас так ведут себя члены одной семьи.

Хорошо еще, если требуют возврата долга или, скажем, выполнения обещания. Но проблемы возникают, когда начинают требовать хорошего поведения, благодарности, выполнения своих семейных обязанностей.

Тора не призывает к невыполнению. Но она призывает к терпимости, умению прощать, способности отказаться от своих прав (так, где это можно, и особенно там, где такой отказ приведет к миру).

Нет золотой середины между мягкостью и строгостью. Нам дана заповедь любви ("веаавта лераэха"), но ничего не сказано в формате – "будь строг и требователен".

И еще. Строго говоря (извините за и.с.), нельзя говорить дозировано строго, т.е. не стоит строить свои отношения с людьми "в пропорции" – скажем, такой: 60 процентов Авраама и 40 процентов Ицхака. [Авраам – мягкость, любовь, терпимость. А Ицхак – главным образом строгость и взыскательность[1].]

Можно и надо строить свое отношение к миру, положив в основу (басис) все 100 процентов Авраама. Это фундамент[2]. А затем возводить на нем второй этаж – 100 процентов Ицхака. И так выше и выше.

На практике это приводит к ряду важных следствий. Одно из них такое: наказать воспитанника может только тот, кто его любит, кто его наказывать не хочет, очень не хочет, кто плачет вместе с ним от наказания. (И это еще не все условия для такого экстремального поступка как наказание человека.)

Повторяем, правило у нас простое: при жизни к другим будь снисходительным, но не требовательным. К себе будь требовательным, но не снисходительным (во всем, что касается твоего отношения к другим людям и исполнению заповедей).

**  **

Ах, да! С НОВЫМ ГОДОМ!

 


 

[1] Но ведь по отношению к себе, а не к другим!

 

[2] Статья "Основа основ", ссылку давать не буду. Времени нет.

Теги: Видео-урок, Недельный раздел