Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если он купил книги на деньги, предназначенные для милостыни, он должен внимательно следить за тем, чтобы постоянно одалживать их другим, если не учится по ним сам — в этом случае ему принадлежит преимущественное право пользования ими.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Смущение рава Папы

Отложить Отложено

Вчера прошел урок по Гемаре[1] (трактат Бава-Мециа, лист 81). Любопытное место: рассказана история, в конце которой спрошено у рава Папы – каково его решение по этому поводу. Он его огласил, после чего пришли его же ученики и указали на раввинскую ошибку. Рав Папа смутился. Мол, стыдно стало за незнание элементарного закона.

В то же время есть такое правило (сам слышал): если ты встретил сомнительное постановление или неудачные слова в биографии мудреца прошлого – то ищи! Скорее всего, есть объяснение, которое спасет моральную проблему.

И действительно, в моей практике несколько раз такой поиск приводил к настолько очевидному и изящному решению, что диву даешься.

Так и в нашей истории. Поверьте, объяснение смущенности рава Папы стоит того, чтобы его привести. Будто в нашем поколении живет! Делает все, как нас учит Тора. С точностью в сто процентов.

Судите сами.

Работала выездная бригада продавцов неких средств для стирки одежды. Общепитского обслуживания в те времена еще не придумали. И в бригаде постановили, что каждый день один из них будет печь хлеб для других.

Так вот, однажды они назначили пекаря, а тот попросил их: пока я буду занят выпечкой, постерегите мою верхнюю одежду.

Они согласились. А ту одежду украли.

Пришлось идти в суд, чтобы выяснить – обязаны ли они платить за украденное.

Рав Папа постановил – обязаны.

Пришли ученики и укорили рава: ой ли, ведь, пока они хранили его одежду (параллельно сбывая свое мыло), он работал на них. А в Торе известен закон: если хозяин вещи работает на сторожа, тот не отвечает за ущерб, которые случится с вещью во время охраны. (Правда, для этого ему необходимо начать свою работу сразу с началом охраны.)

Как только они так сказали – рав Папа смутился. Нечего ему было возразить, нечем оправдаться. Явная ошибка.

Правда, потом Гемара сообщает, что не прошло много времени, как выяснилось, что тот горе-пекарь не сразу приступил к выпечке, а сначала продолжительно потренировался в употреблении браги. Т.е. начал свою пекарскую работу на сторожей-торговцев с некоторой задержкой. А поэтому рав Папа формально оказался прав.

Но выглядит все так, будто мудрец-раввин-талмудист не знал самого закона.

Так вот – знал! Отлично знал. Каким-то образом проведал, что тот занялся пьянством, а не выпеканием хлеба. А значит, они несут ответственность за хранение его одежды без благодарности в его адрес за искусство хлебо-пекаря[2].

К нему подошли ученики: в чем дело ребе? Разве таков закон? Что легко в основу вашего странного постановления?

И что он им мог ответить? – Что пекарь лежал пьяный? – Так это же позор, произнесенный вслух. Пока дело не всплыло, как он мог опорочить другого еврея. Ни свидетелей у него не было, ни решимости нарушить лашон-ара.

Так и смутился, стушевался, замолчал пристыжено. – Лучше самому испытать стыд, чем дать опорочить другого человека (даже если тот явно неправ).

Лучше самому испытать стыд, навеки попав в Талмуд, – вот на что пошел великий мудрец и праведник.

Потом все всплыло. Но Гемара все честно зафиксировала. И нам остается удивляться, как точно все наши этические правила соблюдались великими мудрецами древности!

По-моему, очень актуально перед Йом-Кипуром.

**  **

Впрочем, надо привести и классический комментарий, объясняющий смущение рава Папы тем, что он на самом деле ошибся.

Есть такое правило: Всевышний не дает праведникам ошибиться. Т.е., Он делает так, что в любом деле, решение которого, вынесенное признанным законоучителем-праведником, первоначально выглядит как ошибка, в конце концов появляются новые обстоятельства, делающие это постановление верным.

 

 


 

[1] Скоро сБп будет вывешен в цикле "Учим Талмуд". Запомните – Урок 34.

 

[2] Ужасно любопытная ситуация. Если он запил – они платят ему за пропажу. А если, презрев выпивку, сразу же приступил к работе с печью – не платят. Т.е. ему выгодно именно напиться. – Я это называю "русской доминантой".))

Теги: Талмуд, Мудрецы, Хидуш, Мусар