Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

"Слушай, Всевышний: Израиль – Твой народ, Израиль – един"

Отложить Отложено

Самая, по-моему, заезженная тема – про единство народа[1]. Об этом написано море текстов – мол, объединяйтесь, евреи, живите дружно. Но поскольку море не пересыхает, видно, что объединение так и не перешло из зоны призывов в область бытовой реальности.

Да только глаз скользит по таким текстам и не претыкается: ну да, надо объединиться, я не против, а вот других еще учить и учить, как евреев любить.

В то время как!

** **

Тема единения следует из первых слов недельного раздела Ницавим.

На практике все происходит по такой схеме.

Один крестьянин решил купить вина в городе. Приказал своим работникам водрузить пустую бочку на телегу, сам устроился на облучке и поехал в город. Там нашел винные ряды на рынке, сторговался о продаже с одним торговцем и купил хорошего вина. Работники той лавки сняли его бочку с повозки, наполнили ее до краев и водрузили обратно.

Вернулся довольный крестьянин домой, позвал жену: смотри, какого доброго вина я купил. Открыл бочку – а там пусто.

В гневе вернулся он в город, стал ругать торговца за то, что обманул его, не наполнив бочку вином.

Тот осмотрел бочку и обнаружил, что внизу все планки-доски прогнили и отошли одна от другой. В щели все вино и вытекло по дороге.

Мораль: мы просим у Всевышнего, чтобы дал нам добро и браху. Но надо протянуть Ему сосуд, который Он наполнит для нас добром и брахой.

Об этом сказали мудрецы: Всевышний не нашел лучше сосуда, чем Шалом, мир. Только мир между нами может удержать ту браху, которую дает нам Всевышний.

Все мы – один сосуд. Каждый из нас – только дощечка, которая плотно подогнана к остальным. Если кто-то прогниет и станет сам по себе – в дыру уплывет браха, предназначенная всему народу. (По книге "Шаарей-Армон")

** **

Вот я написал еще один текст на тему еврейского единения. Вернее, не столько написал, сколько произнес его год примерно назад на уроке "Снова об единстве". И что? Где наша практика? Наша личная, а не обще-еврейская?

Сейчас скажу где.

** **

Но сначала еще несколько фраз о теории. Смотрите, какую прелесть я нашел. Взято у адмора из Ожарува[2], раби Моше Йехиэля Эпштейна (книга Беер-Моше).

Сначала вступление (для тех, кто не знает). Объединение спасает общину и весь народ, любой народ, не только евреев. И даже если люди идут на плохое дело[3].

Мидраш говорит (Танхума на Шофтим 8): "Когда евреи вместе – даже для идолопоклонства – их не затронет наказание с неба".

То же самое сказано в другом месте (Мидраш Раба Берешит 38, 6): "Велик мир – ибо даже когда евреи поклоняются идолам, но среди них царит мир – Всевышний как бы говорит: Я не могу ничего им сделать, ибо у них мир".

А теперь слово раби Эпштейну.

Написан удивительный стих в Торе про человека-грешника, который сознательно откажется от соблюдения Торы (Дварим 29:18 и дальше): "Когда он услышит этот договор (между Творцом и евреями), благословит самого себя в своем сердце (т.е. даст себе разрешение) – и скажет: будет мне мир (т.е. покой и удача), когда пойду по желанию своего сердца. И не захочет Всевышний его простить – и отделит его от народа Израиля".

Странное дело! Разве этот грешник такой глупец? Он что, не знает, что Всевышний его не оставит и накажет? На что он надеется?

Вот на что он надеется. Известно, что, когда между людьми мир и добрые отношения – Всевышний их не наказывает даже за плохие дела. Вот сей странный индивид и решил – что отныне он будет приветлив и доброжелателен со всеми. Но пойдет не по дороге Торы, а как шел раньше – своим путем. Продолжит грешить. Но грех грехом – что же касается остальных, то он останется с ними в самых добрых отношениях – и тогда Всевышний его не накажет!

Логично? Поэтому стих и пишет: несмотря на эту видимую логичность, Я все равно его отделю от всех – и накажу! Т.е. введу между ним и людьми смуту – и он останется один – а тогда ему нет спасения за пределами народа.

И еще отметил адмор из Ожарува: когда один человек притворно мирен с остальными – это ложное единение. В таком нет спасения.

Получается, что только в настоящем объединении есть спасение – для всего народа. (Что для этого надо сделать? – Не отделяться от остальных. Как? – А сейчас и напишу как. См. ниже последние слова топика. Не я придумал. Мудрецы сказали.)

** **

Короче, сильно сомневаюсь, донес ли я до вас уникальность и оригинальность мысли адмора.

Попытаюсь своими словами. Объединиться – означает не отделяться. И на вопрос: "ты какому движению принадлежишь?" – не отвечать горделиво: "я со всем еврейским народом" (мол, а ты не знаю с кем), – но, принадлежа чему-то конкретному, не отделиться от других.

Гордыня разъединяет, в то время как объединяет скромность. Впрочем, это уже другая тема. (Видео-урок "Границы скромности". Итоговый баланс урока: у скромности нет границ. – А значит, и у объединения.)

 

Правило звучит так:

Если хотите - отделяйтесь на здоровье.
Если хотите - принадлежите какому угодно направлению.
НО НИ НА КОГО НЕ СМОТРИТЕ СВЕРХУ ВНИЗ!



 

[1] А уж перед Рош-Ашана тем паче.

 

[2] Честно сказать, сначала я не нашел, что это за город - אוז'רוב. Но как только этот пост был вывешен, сразу несколько моих друзей-читателей сообщили (из Википедии, на которую у меня просто не хватило времени и терпения), что имеется в виду еврейское местечко Ожарув (Ożarów) на юго-востоке тогдашней Польши, возле Кельце, примерно на полпути из Люблина в Краков. Друзья, спасибо вам!

А вот, что я нашел в ЕЭ БиЭ:

1844 – посад Ожаров Опатовского у. Радомской губ.В 1765 в О. проживало 312 евреев, в 1822 – 496 (52%), в 1857 – 1264 (73%), в 1897 – 2557 (76,5%), в 1921 – 2258 (65%), к нач. 1939 – ок. 3200 евреев.Евреи начали селиться в О. в сер. 18 в. Осн. занятия – мелкая торговля и ремесла; нек-рые содержали придорожные трактиры. В кон. 18 в. вся торговля в городе была сосредоточена в руках евреев; им принадлежали также лесопилка, мельница, кожевенное произ-во. В 1812 раввином в О. стал ученик «Провидца из Люблина» Иегуда-Арье-Лейб Эпштейн (?–1837), основавший в 1815 хасидскую династию. В 1837 династию возглавил его сын Ихл-Хаим (1820–1888), затем – внук Арье-Лейб (?–1903). В 1888 раввином О. стал сын последнего Авром-Шлойме (1864–1917), затем – его сын Мойше-Ихл (?–1971, Израиль).

Совсем, оазывается наш современник.

 

[3] Можно привести аналогичную параллель – про мераглим, разведчиков. Они вернулись из похода в Эрец-Кенаан и сказали: "Не сможем преодолеть этот народ (тамошних жителей), ибо они сильнее нас". Сказано: ки хазак у мимену, он сильнее нас. Но можно прочесть и так: он сильнее Его, Всевышнего.

Но это удивительно! Как разведчики – самые авторитетные среди евреев того поколения – могли так сказать? – Ответ: сказали так, потому что кенаанцы объединены – и Творец ничего не может с ними сделать. Так сказано в трактате Сота (35-1). Евреям просто следовало объединиться еще сильнее. Вокруг Торы и Моше.

Теги: Видео-урок, Недельный раздел