Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Не разрешается торговать и вести дела в холь-амоэд (полупраздничные дни), даже если под началом еврея (в фирме, магазине и пр.) работают одни неевреи. Разрешение дается только в том случае, если возможны убытки. Что понимается под убытками в бизнесе? Они бывают двух видов:

а) Убытки, связанные с потерей в стоимости товаров.

б) Упущенная деловая возможность, которая вряд ли повторится в ближайшем будущем.

Убытки в товарной стоимости

Примеры

  • 1) Если стоимость товаров (или акций), падая, может дойти до такого низкого уровня, что после праздника они будут продаваться в убыток, их можно продать в холь-амоэд. При этом разрешена не только продажа, но и ряд действий, связанных с продажей, которые обычным образом не совершаются в полупраздники: выписка документов, упаковка, доставка и пр.
  • 2) Согласно мнению некоторых авторитетов, риск потери клиента из-за отказа поставить ему товар тоже считается потерей.
  • 3) Если работодатель должен выдать зарплату своим работникам независимо от того, работают ли они в холь-амоэд, или если ему предстоят другие существенные расходы, например выплата тарифов или арендной платы, причем размеры этих выплат таковы, что в случае закрытия фирмы на несколько дней стабильность бизнеса окажется под угрозой, в этом случае разрешается продолжать работу на фирме или предприятии, чтобы компенсировать потери.
  • 4) Если еврею грозит увольнение за пропуск работы в холь-амоэд, ему разрешено продолжать работать, как обычно. Если же работодатель согласен освободить его от работы, но без оплаты, то решение относительно выхода на работу в холь-амоэд зависит от финансовых обстоятельств работника. В каждом конкретном случае требуется консультация с раввином.
  • 5) Некоторые авторитеты разрешают открывать магазины в холь-амоэд из-за опасности потерять покупателей. Однако в кварталах, населенных преимущественно религиозными евреями, указанная причина теряет актуальность. Ведь если все еврейские магазины закрыты, опасность потери покупателей не возникает.

Редкая деловая возможность

Примеры

  • 1) Особое коммерческое предложение, которое вряд ли повторится в ближайшем будущем.
  • 2) Торговая ярмарка, которая должна состояться в полупраздничные дни.
  • 3) Назначенная на период холъ-амоэд распродажа товаров в связи с закрытием фирмы или реализация товаров обанкротившейся фирмы по сниженным ценам.

Нееврей, работающий в полупраздники

Все, что не разрешено делать еврею в холъ-амоэд, обычно запрещено и нееврею, работающему на еврея. В случае острой необходимости или выполнения какой-либо заповеди (что может привести к конфликту с данным запретом) следует посоветоваться с раввином.

В холъ-амоэд можно договориться с евреем или неевреем о выполнении работы после праздника, — при условии, что для этого не требуется писать, взвешивать или измерять.

Вождение автомобиля

В эти дни разрешается водить автомобиль для удовольствия или разрешенной трудовой деятельности.

Покупка жилья

Прежде чем подписать в холъ-амоэд документ о покупке жилья или внести денежную плату, следует посоветоваться с раввином.

Есть сомнения относительно того, можно ли в холъ-амоэд осматривать дом с намерением впоследствии его купить. Если дом предлагается по особо низкой цене или он расположен в еврейском квартале, надо посоветоваться с раввином о возможности его покупки в холъ-амоэд.


Место евреев уникально среди народов, и наши политические концепции, основанные на Торе, также уникальны. В государстве, основанном на Торе, Закон превыше всего. Хотя многие истинно религиозные евреи сегодня стараются отдалиться от участия в политике, наличие в Израиле религиозных партий демонстрирует всем, насколько велико в стране число «евреев за Б-га» Читать дальше

Перед приходом Машиаха

Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»

Очерк "Перед приходом Машиаха", излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии - и на многие другие языки

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Выборы в Израиле и Хафец Хаим

Хафец Хаим

Как известно, Толдот Йешурун и наш сайт не занимаются политикой, но мы не можем остаться в стороне от выборов, которые состоятся в Израиле через несколько дней. В связи с этим публикуем письмо крупнейшего раввина последнего века, создателя алахического кодекса законов «Мишна Брура», принятого всеми религиозными евреями, — раби Исраэля-Меира аКоэна из Радина. Дай Б-г, чтобы выборы в Израиле приблизили наш народ к избавлению. Нам представляется, что голосование — это личное дело каждого, а те, у кого есть вопросы, пусть спрашивают у своих раввинов.