Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Мир держится заслугами тех, кто по скромности своей ведут себя так, как будто их и нет.»Раби Абау, Хулин 89а

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Не разрешается торговать и вести дела в холь-амоэд (полупраздничные дни), даже если под началом еврея (в фирме, магазине и пр.) работают одни неевреи. Разрешение дается только в том случае, если возможны убытки. Что понимается под убытками в бизнесе? Они бывают двух видов:

а) Убытки, связанные с потерей в стоимости товаров.

б) Упущенная деловая возможность, которая вряд ли повторится в ближайшем будущем.

Убытки в товарной стоимости

Примеры

  • 1) Если стоимость товаров (или акций), падая, может дойти до такого низкого уровня, что после праздника они будут продаваться в убыток, их можно продать в холь-амоэд. При этом разрешена не только продажа, но и ряд действий, связанных с продажей, которые обычным образом не совершаются в полупраздники: выписка документов, упаковка, доставка и пр.
  • 2) Согласно мнению некоторых авторитетов, риск потери клиента из-за отказа поставить ему товар тоже считается потерей.
  • 3) Если работодатель должен выдать зарплату своим работникам независимо от того, работают ли они в холь-амоэд, или если ему предстоят другие существенные расходы, например выплата тарифов или арендной платы, причем размеры этих выплат таковы, что в случае закрытия фирмы на несколько дней стабильность бизнеса окажется под угрозой, в этом случае разрешается продолжать работу на фирме или предприятии, чтобы компенсировать потери.
  • 4) Если еврею грозит увольнение за пропуск работы в холь-амоэд, ему разрешено продолжать работать, как обычно. Если же работодатель согласен освободить его от работы, но без оплаты, то решение относительно выхода на работу в холь-амоэд зависит от финансовых обстоятельств работника. В каждом конкретном случае требуется консультация с раввином.
  • 5) Некоторые авторитеты разрешают открывать магазины в холь-амоэд из-за опасности потерять покупателей. Однако в кварталах, населенных преимущественно религиозными евреями, указанная причина теряет актуальность. Ведь если все еврейские магазины закрыты, опасность потери покупателей не возникает.

Редкая деловая возможность

Примеры

  • 1) Особое коммерческое предложение, которое вряд ли повторится в ближайшем будущем.
  • 2) Торговая ярмарка, которая должна состояться в полупраздничные дни.
  • 3) Назначенная на период холъ-амоэд распродажа товаров в связи с закрытием фирмы или реализация товаров обанкротившейся фирмы по сниженным ценам.

Нееврей, работающий в полупраздники

Все, что не разрешено делать еврею в холъ-амоэд, обычно запрещено и нееврею, работающему на еврея. В случае острой необходимости или выполнения какой-либо заповеди (что может привести к конфликту с данным запретом) следует посоветоваться с раввином.

В холъ-амоэд можно договориться с евреем или неевреем о выполнении работы после праздника, — при условии, что для этого не требуется писать, взвешивать или измерять.

Вождение автомобиля

В эти дни разрешается водить автомобиль для удовольствия или разрешенной трудовой деятельности.

Покупка жилья

Прежде чем подписать в холъ-амоэд документ о покупке жилья или внести денежную плату, следует посоветоваться с раввином.

Есть сомнения относительно того, можно ли в холъ-амоэд осматривать дом с намерением впоследствии его купить. Если дом предлагается по особо низкой цене или он расположен в еврейском квартале, надо посоветоваться с раввином о возможности его покупки в холъ-амоэд.


«Выход за пределы буквы закона» — что в это понятие вкладывается и как оно применяется в жизненной практике? Ведь Тора, казалось бы, призывает к строгому соблюдению всех включенных в нее законов и дает определенный «эталон» поведения, к которому следует стремиться каждому еврею. Читать дальше

Даат Твунот 12. Пути правления правосудия и любви

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Б-жественное Провидение.

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ

Из очерка "Основы".

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Заповеди, связанные с запретом насилия и свободой человека

Рав Арье Кармель

Запреты насилия, причинения ущерба, ограничения свободы и вторжения в частную жизнь. Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Б-га, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе — это, согласно Торе, тяжкое преступление.