Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Ашем будет Царём на всей земле; в тот день будет Ашем один и Имя Его — едино»Зехария 14:9
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Написано в книге Мишпат цедек со ссылкой на Завещание раби Йоэля: Передали нам учителя наши, что если кто-то, помогая бедным, оказывает предпочтение чужим перед родными, то это явный признак, что помощь его — не во Имя Всевышнего.

Порядок предпочтений в благотворительности должен быть следующим:

1. Накормить голодного следует прежде, чем одеть неодетого.

2. Еду дают женщине прежде, чем мужчине, ибо нуждающийся мужчина может обходить дома и просить подаяние у встречных, что не принято у женщин. И объяснил Шах, что даже если мы видим, что какая-то женщина все-таки ходит по домам, прося еду, тем не менее следует отдать ей предпочтение.

3. Если пришли к кому-то одновременно многие нуждающиеся, и никто из них не выделяется своей ученостью в Торе перед другими, а у дающего нет возможности удовлетворить всех, то следует отдать предпочтение коэну перед левитом, левиту перед простым евреем, а тому — перед гером. Если же пришедшие неравны в своих познаниях в Торе, то нужно отдать предпочтение мудрецу Торы и всякому более знающему — перед менее знающим; своему учителю нужно отдать предпочтение перед другими знатоками Торы (Йоре дэа 261).

4. Все сказанное выше относится к случаю, когда среди нуждающихся нет родственников дающего. Если же они есть, то порядок предпочтений будет следующим:

а. Жена (о которой говорят, что «она — как собственная плоть») имеет предпочтение даже перед малолетними детьми.

б. Затем — дети до шестилетнего возраста.

в. Затем — родители, причем отец предшествует матери, а отец отца считается как отец.

г. Затем — старшие дети. Относительно детей сына существует мнение, что они приравниваются к собственным детям и предшествуют братьям дающего, но это не относится к детям дочери.

д. Затем — братья и сестры дающего, причем брат по отцу предшествует брату по матери.

е. Затем — братья и сестры отца.

ж. Затем — братья и сестры матери.

И знай, что родственники предшествуют соседям дающего и беднякам его города. Сколь же далекое родство подпадает под данное правило? Этот вопрос обсуждается в Шеэлот утшувот (Вопросах и ответах) Хатам Софера (Хошен мишпат 126—127). Он приходит к выводу, что родственником дающего должен считаться тот, кто из-за своего родства не может быть свидетелем в суде по его делам (пасуль леэдут), однако люди часто именуют родственниками (в завещании и других подобных делах) и тех, с кем есть гораздо более далекие родственные связи, но не со стороны жены.

5. Домочадцы (не родственники, но живущие вместе) предшествуют соседям. Соседи (применительно к данному правилу) — это люди, с которыми дающий постоянно общается и ведет дела, и не обязательно живущие рядом (Сма, Хошен мишпат 253:66).

6. Соседи предшествуют беднякам города, в котором живет дающий.

7. Бедняки его города предшествуют беднякам другого города, даже в случае, когда они — простые, необразованные евреи, а бедняки другого города — знатоки Торы.

(Описанные выше законы и правила приведены из Йоре дэа 251:3 и Хошен мишпат 253:29. Дополнительные детали этих законов можно найти в книге Аават хесед Хафец Хаима, Законы денежных займов, гл. 6).

8. Родственников жены некоторые авторы приравнивают к беднякам его города; поэтому следует разделить общую сумму цдаки на три части и отдать две трети своим родственникам, а оставшуюся треть — родственникам жены (См. Питхей тшува на Йоре дэа 251:2).

9. Если дающий (цдаку) любит одного из бедных и не любит другого, то нелюбимый предшествует любимому, и существует сомнение, кто кому предшествует: родственник или нелюбимый (Аават хесед 1:4).

10. Нуждающийся, который больше жаждет получить помощь, и при этом он беднее других, а также тот, кто больше страдает, предшествуют прочим, — как в случае телесных страданий, так и причиняемых бедностью: поскольку тот, кто больше страдает, чувствует себя более отторгнутым, следует пожалеть его и отдать ему предпочтение. Мы учим это из того, что Тора с особой строгостью предупреждает нас не обижать вдов и сирот (см. Аават хесед гл.6). И всякому, чье сердце разбито больше, следует отдавать предпочтение; по этой причине вдова предшествует сироте, а сирота — тому, кто не является сиротой.

Все сказанное здесь имеет силу в случае, когда во всех остальных отношениях претенденты на помощь одинаковы, например, оба они — из того же города, что и дающий, или оба — из другого города, или оба — родственники одной степени родства.

Нуждающийся в чем-то насущном имеет преимущество перед тем, кто нуждается в менее необходимом.

(Большинство приведенных выше правил и законов взяты из книги Хесед леавраам, напечатанной в конце книги Эрех апаим).

с разрешения издательства Швут Ами

Сделать пожертвование на странице Хесед


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня
Недельная глава Ноах
Тематический обзор, посвященный недельной главе Ноах.
Ноах и Ноев Ковчег, Всемирный Потоп, потомки Ноаха после Потопа и строительство Вавилонской башни, появление на исторической арене праотца Авраама, основоположника монотеизма — вот далеко не полный спектр событий, охватываемых нашей недельной главой. Давайте рассмотрим ближе наиболее интересные и важные из них. Читать дальше

Ноах — цельный праведник

Рав Захария Матитьяу

Майсы

Общее разъяснение смысла потопа и разъяснение понятий «источники бездны» и «окна небесные»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ноах — муж праведный

Рав Захария Матитьяу

Творец управляет этим миром согласно общей и частной модели. Общее управление не распространяется на каждую особь в отдельности, тогда как частное принимает во внимание духовный статус и заслуги каждого человека. Понятия личности и коллектива в иудаизме переплетены.

К основам русского еврейства

Рав Сендер Урицкий

Разум был не в состоянии охватить две эти крайности: от энтузиазма Дунаевского до диссидентского подполья, с одной стороны, а с другой, внутренние позывы упорно находящейся в оппозиции ко всему еврейской души. Поэтому за родителями и дедами часто замечалась непоследовательность в суждениях.