Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Владыка Вселенной! Посмотри, как свят Твой народ! Даже когда еврей смазывает колёса своей телеги, он думает о Тебе и служит Тебе!»Раби Леви-Ицхак из Бердичева, Сарей а-Меа 3, 17
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Основа гмилут хасадим (важнейшего правила праведности — делать добро ближнему) состоит в том, чтобы исполнять желания других людей и приносить им удовлетворение.

Об этом же пишет Месилат ешарим (гл. 19): «Каждый человек должен стремиться сделать для ближнего все, что в его силах, чтобы доставить ему удовольствие и душевный покой, в том, что касается уважительного отношения к нему, и во всех других делах. Всякое дело, о котором знает человек, что, сделав его, доставит удовольствие товарищу, — праведный человек обязан сделать».

И вот важный принцип гмилут хасадим: идти навстречу желаниям всех людей. Недостаточно одного только общего стремления делать добро; необходимо еще стараться предугадать желания ближнего, понять, что могло бы доставить ему удовольствие. Для этого нужно немало мудрости, ибо взгляды и мнения людей различны, и то, что хорошо и правильно в глазах одного, может оказаться неприемлемым для другого.

Этот принцип мы выводим из Талмуда. Сказал раби Элазар: Вознаграждаема цдака (подаяние нуждающемуся; имеется в виду вознаграждение с Небес дающему) в той мере, в какой был в ней хесед (усилие и старание дающего) (Сукка 49б). Объясняет Раши, что деньги, переданные бедному, называются здесь цдака, а то, что дающий утруждает себя, стараясь, чтобы бедный извлек из полученного максимальную пользу для себя, называется хесед. Например, дающий сам приносит деньги бедному домой, или дает готовый выпеченный хлеб, или одежду… То есть, заключает Раши, все внимание и забота дающего направлены на истинное благо бедного.

Совершенно ясно: секрет успеха в добрых делах в том, чтобы направить внимание и заботу на пользу ближнему (другими словами, узнать желания и потребности нуждающегося и удовлетворить их).

Рассказывают, что однажды один из учеников благословенной памяти раби Исраэля Салантера жаловался ему, что он очень старается делать хесед своей жене, но это плохо удается. Ответил ему раби Исраэль: Знай, что хесед, который ты ей делаешь, измеряется не твоими оценками, что хорошо для нее и чего ей недостает, а ее оценками, что хорошо для нее и чего ей недостает!

Ответ раби Исраэля, несомненно, точно попадает в цель!

Из всего сказанного следует, что если, к примеру, кто-то дал нуждающемуся одежду, а тому не понравился ее цвет, и он остался недоволен, то дающий просто выбросил свои деньги. И он не должен думать, что получатель, по крайней мере, обязан сказать ему слова благодарности и изъявить свою признательность. Ибо, поскольку учили нас мудрецы наши, что цдака ценится в той мере, в какой был в ней хесед, а тот, кто подарил нуждающемуся одежду, не удовлетворил его желаний и не порадовал его сердца, — он, как говорят, «нырнул в бурные воды и вернулся с глиняным черепком в руках». Хуже того, он, по сути дела, причинил получателю чувство горечи и неудовлетворения, и, если это так, почему же тот должен его благодарить? (Несомненно, если у получателя подарка хватит на то душевных сил, он должен перебороть в себе чувство разочарования, встретить подарок сердечно и приветливо и тем сделать хесед дарящему. Однако требовать этого дарящий, как нам кажется, не имеет права).

Приведем еще один пример на эту тему (Авот дераби Натан 48:1). Раби Шимон бар Йохай пришел навестить одного больного проказой, который тяжело страдал и из-за этого проклинал Имя Всевышнего, упаси Б-же. Раби Шимон бар Йохай упрекнул его. Тот ответил: «Да будет воля Небес, чтобы моя болезнь перешла на тебя». Раби Яабец объясняет: Причиной проклятия было то, что раби Шимон бар Йохай пытался умиротворить больного в минуту гнева, а ведь мудрецы наши предупреждали, что не следует делать этого, — даже с самыми чистыми намерениями, на благо умиротворяемому. Однако, как мы видим, в отношениях между человеком и ближним одних только благих намерений недостаточно…

с разрешения издательства Швут Ами

Сделать пожертвование на странице Хесед


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.