Из цикла «Дерех эрец», темы: Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Богобоязненность, Отношения между людьми
Дерех эрец
Обладание дерех эрец считается мудростью. Сказали благословенной памяти наши мудрецы о дочерях Цлофхада, что они были мудры, и объяснил Рашбам, что были они мудры в вопросах дерех эрец (Бава батра 119а, см. Рашбам и рабейну Гершом).
Важность дерех эрец
Говорится в мидраше Тана дэвей Элияу раба (гл. 11): «Даже когда нет у евреев Торы, а только дерех эрец, сбывается для них написанное в стихе Торы: “И будут пятеро из вас преследовать сотню (врагов), а сто из вас будут преследовать десять тысяч” (Ваикра 26:8). А когда евреи еще и соблюдают заповеди Торы, то исполняется “один из вас погонит тысячу (врагов), а двое — десять тысяч”.» И написано в Ялкут (Берешит в конце гл. 3), что дерех эрец предшествовал Торе на 26 поколений, как написано: «…стеречь путь к Древу Жизни» (Берешит 3:24). Путь — это дерех эрец, а Древо Жизни — это Тора. Однако после дарования Торы еврей, который следует только требованиям дерех эрец, не выполняет всех обязанностей, возложенных на него Всевышним. Тем не менее с того, у кого отсутствует также и дерех эрец, предшествовавший Торе, спрашивается еще строже.
Дерех эрец, который мы учим из Торы
Понятие «дерех эрец, предшествующий Торе», мы определяем обычно как совокупность норм и стереотипов поведения (продиктованных человеческим разумом), служащих благу человечества и нормальному функционированию общества.
Но есть еще дерех эрец, который может быть выведен и выучен только из самой Торы, как говорили нашей благословенной памяти мудрецы: «Тора учит нас дерех эрец». Речь идет здесь о кодексе норм, достойных того, кто создан в «образе Б-жьем». Так, к примеру, из того, что Всевышний сказал ангелам (Берешит 1:26): «Сделаем человека» (перед его сотворением), мы учим, что старший должен советоваться с младшим. А из того, что сказал учитель наш Моше, обращаясь к Йеошуа: «Выбери нам людей (для войны)» (Шмот 17:9), мы учим, что раби и учитель должен выказывать уважение к ученику. Ясно, что без четких указаний Торы, данных на конкретных примерах, мы не знали бы, как должны правильным образом строиться отношения между старшим и младшим, учителем и учеником.
Все сказанное позволяет понять, почему раби Йоханан бен Закай плакал перед смертью. Сказал он окружавшим его ученикам: «Вижу я две дороги перед собой, одну — ведущую в Ган Эден (райский сад), а другую — в Геином (ад), и не знаю, по какой из них поведут меня» (Брахот 28б)… Казалось бы, о чем ему плакать? Талмуд рассказывает (Сукка 28а), что раби Йоханан бен Закай во всей Торе не оставил ничего неизученным; он спас город Явне и его мудрецов и в течение 40 лет после разрушения Второго Храма являлся духовным лидером еврейского народа (Гитин 56а)… Чего же ему было бояться? Однако из сказанного выше ясно: человек может четко представлять себе, насколько правильно и полно выполняет он законы, записанные в Шульхан арухе, и насколько добросовестно изучает он Тору. Но гораздо тяжелей судить о том, как правильно вести себя с людьми, как разговаривать с ними, кому и как оказывать уважение и внимание и т.д. И даже наш учитель Моше, которому не было равных, преткнулся в малом, употребив неподобающее выражение, когда (в минуту гнева) обратился к народу со словами: «Слушайте, упрямцы!» Вот о чем мог плакать раби Йоханан бен Закай: до последнего дня своей жизни не может человек знать, насколько верными были его решения и его поведение в отношениях между людьми — во всем, что составляет дерех эрец…
Дерех эрец без страха перед Б-гом
Сказали благословенной памяти наши мудрецы: «Нет для Всевышнего в его мире ничего важнее, чем страх перед Ним» (Шабат 31б). Вместе с тем в Писании можно найти доказательства тому, что определенные нормы, относящиеся к сфере дерех эрец, могут быть и у тех, в ком нет страха перед Б-гом. К примеру, когда плиштим решили вернуть евреям Б-жий Ковчег, сказали их жрецы-идолопоклонники, что не следует возвращать его просто так, и послали вместе с ним золотые и серебряные приношения (I Шмуэль 6). И сказано о них (Элияу раба 11), что хоть и являлись они идолопоклонниками, был у них дерех эрец. И еще написано в мидраше Элияу раба (гл.14) о том, что еврейский народ дважды был изгнан со своей земли. После разрушения Первого Храма был назначен срок изгнания — 70 лет, но после разрушения Второго Храма не был назначен срок. Причина в том, что во времена Первого Храма, хотя и занимались евреи идолопоклонством, тем не менее были в народе дерех эрец и благотворительность.
Вернемся к тому, что сказали благословенной памяти наши мудрецы о важности страха перед Всевышним — что нет для Него ничего важнее в этом мире. Вместе с тем за дерех эрец спрашивается с человека с особой строгостью, ибо к этому обязывает также и человеческий разум. И тот, кто не ведет себя в соответствии с дерех эрец, унижает в себе и Б-жественное начало, и человеческое.
Знаток Торы без дерех эрец
Изучающий Тору должен быть вооружен дерех эрец. Ибо возможна ситуация, когда человек является знатоком Торы и, несмотря на это, его дерех эрец оставляет желать лучшего. О таком человеке мидраш говорит: «Знаток Торы, в котором нет понимания (дерех эрец), — даже падаль лучше него» (Ваикра раба 1:15).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»