Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Оказывать уважение каждому

Одна из отличительных черт человека, достигшего высокой духовной ступени, — то, что он уважает других людей. Об этом пишет Авот (4:1): «Кто уважаем? Тот, кто сам уважает людей». И, кроме того, в этом выражается отличие человека достойного.

И говорит об этом мидраш: «Когда пришли ангелы к Аврааму, он увидел, что они ведут себя достойно. Из чего же он это увидел? Из того, что они уважительно относились друг к другу» (Берешит раба 48:15).

И сказано в Талмуде: Тот, кто знает о своем товарище, что тот превосходит его хотя бы в чем-то одном, и даже если ничему у него не выучился, — обязан оказывать ему почтение (Псахим 113б).

Оказывать уважение каждому соответственно его духовной ступени

Мы должны оказывать почет и уважение каждому соответственно его духовной ступени и не приравнивать малого (стоящего на более низкой ступени) к большому, ибо тем задевается честь большого.

Вот что произошло однажды с рабаном Шимоном бен Гамлиэлем, который был тогда наси (главой народа), раби Натаном — главой бейт-дина (суда Торы) и раби Меиром — главой ешивы. Когда рабан Шимон бен Гамлиэль вошел в бейт-мидраш (дом учения), все встали перед ним, и когда вошли двое остальных, все встали точно так же. И тогда он сказал, что было бы разумным установить какое-то различие в знаках уважения, оказываемого наси и другим мудрецам Торы. Он постановил, что, когда входит наси, все присутствующие должны встать и могут садиться только с его разрешения; когда входит глава бейт-дина, должны встать по одному ряду людей с обеих сторон от него; когда же входит просто мудрец Торы, то встают только те, кто находится ближе четырех амот (шагов) от него. И так же постановил Шульхан арух (Йоре дэа 244:15). Сегодня у нас нет ни наси, ни главы бейт-дина, как тогда, и каждый глава ешивы и глава сегодняшнего бейт-дина в своем городе имеет статус обычного мудреца Торы (Шах 242). Однако Арух ашульхан (Йоре дэа 242:29) отмечает, что согласно общепринятой практике, когда каждый город выбирает себе авторитетного рава для решения алахических вопросов и суда, он считается как бы личным равом и учителем для всех евреев этого города и окрестностей в отношении знаков уважения и почитания, и надлежит вставать перед ним и стоять, пока он не сядет. Следует, однако, выяснить, таков ли обычай.

Вызывает некоторое удивление то, что говорит Шах (Йоре дэа 244:11): в наши дни не в обычае вставать перед простым знатоком Торы, а только перед главой бейт-дина или главой ешивы. Причина, видимо, состоит в том, что алахические авторитеты не хотели вводить различий между знатоками Торы, и только глава бейт-дина и глава ешивы получили статус мудреца Торы, обязывающий других вставать перед ними. В заключение Шах отмечает, что этот вопрос требует дальнейшего обсуждения и выяснения.

Почитание мудрецов Торы

Почитание мудрецов Торы — чрезвычайно важная обязанность каждого еврея. Талмуд рассказывает (Хагига 22б), как из-за одного неосторожного высказывания раби Йеошуа о мудрецах школы Шамая почернели его зубы (в результате постов, которые он принял на себя в искупление этого греха). Насколько строг Всевышний во всем, что касается чести и достоинства мудрецов Торы, можно судить и по истории смерти учеников раби Акивы (Йевамот 66б), не оказывавших должного почтения друг другу…

Почитание людей, известных своими добрыми делами, и богатых людей

Сказал царь Шломо: «Стремящийся свершать справедливость и милосердие обретет жизнь, справедливость и почет» (Мишлей 21:21). И объясняет Раши (Йевамот 109б), что обретает он почет также и в этом мире. И еще сказали наши мудрецы, что Раби почитал богатых за то, что они помогают нуждающимся (Эйрувин 86а). И мы обязаны почитать всех, кто известен своими добрыми делами, всех стремящихся к справедливости и помогающих людям, даже если они и не богаты (Кидушин 33б).

Почитание царей

По законам дерех эрец следует оказывать почести также и царям народов мира, как сказано в Торе: «И говорил Г-сподь Моше и Аарону, и давал им повеления (обращенные к) народу (относительно) Паро, царя Египетского…» (Шмот 6:13). Объясняет Раши, что повелел Всевышний говорить с Паро почтительно.

Не говорить перед старшим и мудрым

Сказали мудрецы наши, что мудрый отличается от прочих людей, в частности, тем, что он не говорит перед человеком, который превосходит его годами или мудростью. Обратное мы видим у глупца (Авот 5:7). Мидраш рассказывает воистину устрашающую историю, показывающую, насколько следует остерегаться в этом: «Почему Рахель умерла раньше своей старшей сестры? Потому, что она начала говорить (перед Яаковом) первой, опередив старшую сестру, как сказано: “И отвечали Рахель и Лея, и сказали ему…” (Берешит 31:14). И, несмотря на то, что Яаков позвал Рахель первой, как сказано: “И послал Яаков, и позвал Рахель и Лею…” (там же 4), это не оправдывало ее».

Указанный принцип, что младший не говорит в присутствии старшего, был настолько простым и очевидным в тех далеких поколениях, что Яаков подозревал в продаже Йосефа только Шимона и Леви, но не Иссахара и Звулуна, ибо, как пишет Раши в своем комментарии на стих Торы «Шимон и Леви, братья…» (Берешит 49:5), «младшие братья не могли говорить в присутствии старших».

Уважение к людям — также и в момент упрека

Сказано в Торе: «…увещевай ближнего своего (по поводу греха, который тот совершил), и не будет на тебе вины (что не пытался его исправить)» (Ваикра 19:17). И объясняют мудрецы наши в Сифре, что, даже если уже поучал его четыре раза и пять раз, обязан продолжать поучать снова и снова. Может быть, разрешается даже опозорить его при этом перед людьми? Говорит писание: «…и не будет на тебе (из-за него) вины» — нельзя этого делать. Речь идет здесь о прегрешении человека перед ближним, из-за которого запрещено позорить виновного перед людьми и следует беседовать с ним наедине. Об этом говорят Сефер ахинух (мицва 240) и Минхат хинух (там же), а также Орах мейшарим (Шульхан арух аль мидот 31). Там сказано, что поучающий не должен говорить сурово; напротив, он должен говорить осторожно и мягко, повторяя, что вся его забота — только о пользе собеседника. И даже говоря наедине, не следует унижать и стыдить упрекаемого, но, напротив, нужно беседовать с ним уважительно.

Есть еще одна важная причина, по которой следует говорить спокойно и выдержанно. Вся цель подобной беседы в том, чтобы упрекаемый принял слова поучения, как говорят: «Слова мудрого спокойствием и выдержкой путь в душу ближнего проложат». Ибо, если увещевающий будет говорить сурово и резко, то упрекаемый ответит ему упрямством и пустыми отговорками, и вся беседа окажется бесполезной.

Согласно мнению Рамбама, наш учитель Моше провинился у вод Меривы тем, что, обращаясь к сынам Израиля, он дал выход гневу в своих словах, сказав: «Слушайте, строптивые!» (Бемидбар 20:10). Рамбам писал в Шмона праким (конец главы 4), что поколение пустыни стояло на столь высокой духовной ступени, что даже самый малый из них был на уровне пророка Йехезкеля бен Бузи, и не подобает, говоря с пророками, выказывать гнев. И поскольку Всевышний не гневался на них, было в поведении Моше осквернение Имени Всевышнего: видя Моше в гневе, все решили, что и Всевышний гневается на евреев за то, что они просили воды, хотя в действительности этого не было.

с разрешения издательства Швут Ами