Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Одна из важных сторон достойного и правильного поведения в жизни — быть хорошим соседом (см. Авот 2:13). Понятие «сосед» включает здесь не только того, кто живет рядом, но и всех тех, с кем есть у человека много совместных дел и дружеские отношения (как объяснялось выше, где мы говорили о порядке предпочтения при распределении благотворительной помощи).

Как правильно вести себя с соседом

В целом следует вести себя так, как мы говорили об этом в гл. 7, где шла речь о любви к людям: следует стараться помогать соседям всеми своими силами и имуществом (8), стараться не извлекать из них выгоду для себя (если только речь не идет о мелочах), а, напротив, следует стремиться приносить пользу (7), нести их тяготы и не конфликтовать из-за помех и неудобств, которые они причиняют (2).

Следует также остерегаться в том, чтобы не навещать соседей сверх разумной меры, ибо постоянное пребывание (даже в доме родных и любящих тебя) приводит к ненависти! Об этом сказал царь Шломо: «Удерживай свою ногу от дома своего ближнего, не то он пресытится тобою и возненавидит тебя» (Мишлей 25:17). И объясняет Раши: «Чрезмерное пребывание (в гостях) приводит к ненависти, подобно тому, как переедание меда заканчивается рвотой». А Мецудат Давид комментирует, что любимый человек, которого видят редко, — самый желанный. Но когда он начинает появляться слишком часто, былая любовь к нему исчезает.

Причина подобной ненависти в том, что люди отличаются друг от друга, и, когда один человек слишком много и часто видит другого и те его черты, которые ему не нравятся, он, в конце концов, доходит до ненависти. Люди могут просто надоесть друг другу, и мидраш даже указывает на это, как на один из смыслов отдаления жены от мужа в период ее нечистоты.

с разрешения издательства Швут Ами


Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Противоречит ли алаха Танаху? Коэны и мертвые

Рав Мордехай Вейц

Каким образом Элиягу мог оживить сына хозяйки дома, в котором он остановился на ночлег?

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.