Из цикла «Дерех эрец», темы: Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Любовь к ближнему, Отношения между людьми
Любовь к людям
Сказали наши мудрецы: «Возлюби ближнего, как самого себя» (Ваикра 19:18) — это великое правило в Торе, ибо любовь удержит человека от причинения зла и обид, и, напротив, будет он трудиться лишь на пользу ближнему.
Но как же можно удостоиться столь драгоценного душевного качества — любви к людям? Орхот цадиким дает несколько советов:
1. Будь спокоен и выдержан с людьми. Причинили тебе стыд — не стыди в ответ; обманули — не отвечай тем же.
2. Терпеливо неси свою ношу в этом мире и не перекладывай ее на других. Не конфликтуй с людьми, принимай каждого приветливо и с радостью. Дружелюбное и приветливое отношение к людям усилит любовь к ним.
3. Веди все свои дела с ближним, заботясь о благе его, стараясь утешать его в его заботах и волнении.
4. Оказывай уважение каждому как словом, так и делом, и не гордись ни перед кем, — напротив, признавай за каждым превосходство над тобой.
5. Старайся всегда, насколько это возможно, судить ближнего к оправданию и будь в этом очень осторожен!
6. Будь верен своему слову и честен в ведении всех своих дел с другими людьми, и не будь придирчив в мелочах.
7. Стремись к тому, чтобы другому была польза от общения с тобой, но не стремись сам извлекать выгоду из других.
8. Старайся помочь ближнему всеми силами своими и имуществом своим по мере возможности.
Помогать всеми силами — значит оказывать услуги всем, как бедным, так и богатым, и трудиться для этого.
Помогать имуществом своим — значит давать в долг всем: и богатому, когда ему нужны наличные деньги, и бедному в трудный для него час; последнего удостаивать также и подарка по мере возможности. Изредка следует посылать и богатому угощение и какой-то дар. И необходимо быть уступчивым в имущественных отношениях.
9. Не следует говорить о людях дурное или слушать, когда о них плохо говорят другие.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?