Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Одна из основ дерех эрец, что все дела и поступки человека не должны причинять другим людям какой-либо обиды или огорчения, быть причиной зависти и конкуренции.

Поэтому следует очень остерегаться, чтобы не делать различия между людьми в уважении, которое мы им оказываем, предпочитая одного другому. И предупреждают наши мудрецы, что нельзя отличать одного из сыновей перед остальными, ибо случилось однажды, что «из-за двух сэла (сэла — мера веса) тонкой шерсти, из которой Яаков сделал разноцветную рубаху для Йосефа и тем отличил его от остальных братьев, те возревновали его, и в итоге всех событий сошли наши отцы в Египет» (Шабат 10б).

В связи с этим следует спросить: Почему, когда Яаков уже увидел ревность братьев, он не попытался каким-то образом ее погасить?

Дело в том, что в подобной ситуации, по-видимому, не остается места ни умиротворению, ни извинениям, ибо Яаков уже ясно показал всем свою особую любовь к Йосефу и то, что он считает его выше всех братьев, и этого уже нельзя было изменить.

Данное правило, составляющее важную основу дерех эрец, может быть выведено также из приведенной в мидраше истории с уменьшением луны (Хулин 60б). Написано в Торе: «И сделал Б-г два больших светила», а далее сказано «…и светило малое» (Берешит 1:16). Говорит мидраш: «Сказала луна Всевышнему: “Владыка Мира, разве могут два царя носить одну корону?” Ответил Он ей: “Иди и уменьши себя!” Сказала она: “Владыка Мира, из-за того, что я сказала перед Тобой правду, должна я теперь уменьшить себя?” Ответил Он ей: “Иди, и будешь царствовать и днем, и ночью (луну можно увидеть и днем тоже)!” Сказала она: “Какая польза от свечи днем?” Ответил Он ей: “Иди, и будут праведники называться твоим именем: Яаков младший (из братьев), Шмуэль младший, Давид младший”!»

Но луна не приняла этих утешений. Сказал Всевышний: «Пусть приносят искупительную жертву (козла, приносимого в новомесячье) в искупление того, что Я сделал (уменьшив луну)!» (Автор знаком с одним интересным комментарием, объясняющим необходимость искупления — ведь, казалось бы, не было у Всевышнего другого пути, кроме уменьшения луны. Но в действительности Он мог вместо этого увеличить солнце!)

Следует подчеркнуть, что данное правило — не выделять кого-то одного из сыновей, или учеников, или из других людей, — относится и к ситуации, когда выделяемый заслуживает этого, так как в любом случае следует опасаться ревности и зависти остальных.

В Талмуде мы находим одно особое постановление наших мудрецов, касающееся того случая, когда первосвященник не может исполнить свою службу, и его заменяет специально назначенный заместитель. Даже если это случилось всего один раз, то, после того как первосвященник вернется к своим обязанностям, заместитель больше уже не служит — ни в качестве первосвященника (хотя согласно первоначальному закону, до постановления, это продолжает быть его обязанностью в случае нужды), ни даже в качестве обычного коэна. Талмуд объясняет (Йома 12б), что причиной этого постановления было опасение, что даже единожды замененный первосвященник будет страдать от мысли, что еще один человек занимал такую же высочайшую ступень, что и он сам, и станет его ненавидеть. И наши мудрецы отдали предпочтение первосвященнику, поскольку тот опередил заместителя в исполнении своих обязанностей.

Столь тонкие соображения, лежавшие в основе постановления наших мудрецов, являются хорошим примером того, с какой серьезностью и ответственностью следует взвешивать все аргументы за и против, когда решаются вопросы, связанные с честью и достоинством человека. Другой иллюстрацией этого правила является поведение нашего учителя Моше, который в течение целых семи дней отказывался принять на себя миссию Всевышнего и идти в Египет, опасаясь, что это затронет честь Аарона — его старшего брата.

Так же поступил Моше и тогда, когда избрал старейшин от всех колен, чтобы избежать ревности и зависти между ними (Санхедрин 17а).

с разрешения издательства Швут Ами


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»