Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Духовность должна быть в сердце. Мудрый человек учится у других.

В Талмуде («Эрувин», 100б) приводится высказывание раби Йоханана: «Если бы Тора не была дана, мы бы учились скромности у кошки, запрету воровства у муравья, недопустимости запретных связей у голубя и достойному поведению у домашней птицы». Смысл его слов состоит в том, что Тору, в том или ином аспекте, можно учить из всего и у всех. Нужно только разглядеть ее. Мудрецы это умели. Общество меняется. В сознании людей Запада понятия «старик» и «мудрый человек» перестали быть синонимами, и сегодня уже не сопутствуют друг другу. Люди все еще интересуются тем, что происходит вокруг, но их внимание перераспределяется: от экспертов и специалистов в пользу людей из политики и индустрии развлечений, а также известных журналистов, вне зависимости от сферы их интересов и компетентности. Быть может, эти профессии так сильно перемешались между собой не случайно. В Древнем Риме гладиаторы, чемпионы и театральные актеры тоже определяли модные тренды, но они все же не оказывали столь сильного воздействия на принятие важных для общества решений. А сегодня людям важно знать, что думает об экономическом кризисе известный кинорежиссер, как выступил на политическом митинге журналист, какую песню спел политик и кто из артистов за него агитирует. Но самое ужасное, когда представители этих профессий начинают заниматься духовным воспитанием.

…Живет на свете один популярный музыкант. В своих интервью он «смело» говорит, что для многих хорошими учителями могут стать наркотики, ведь они помогают расширить сознание. Известность ему принесли не столько композиции собственного сочинения в стилях даб и рэгги (которые были весьма хороши в его исполнении, но грамотных исполнителей этого дела куда больше, чем попадающих в телевизор и подписывающих контракты с крупными фирмами грамзаписи), сколько имидж соблюдающего еврея, благодаря которому артист стал легко и безошибочно узнаваемым. Сегодня, когда от былого имиджа практически ничего не осталось (нет ни пейсов, ни бороды, ни даже кипы), рок-стар утверждает, что его иудаизм «стал более зрелым», что он не нуждается во всех этих «внешних проявлениях», что он «делает, что хочет», а что до еврейскости — то у него в песнях ее по-прежнему хоть отбавляй, и, в первую очередь, каббалистических мотивов и идей, и все это не что иное, как «собирание Б-жественных искр».

И что мы, как говорят в ешивах, из этого учим? Что звезде шоу-бизнеса ни в коем случае нельзя верить, особенно если этот человек — наркоман. А еще можно выучить, насколько плохо довольствоваться поверхностным, лишенным истинного содержания представлением о глубоких вещах, ведь это может закончиться ошибками, духовным падением и даже крахом.

Здесь я позволю себе короткое отступление и выскажусь по сути «алахических» тезисов артиста. Еврейский Закон, которого он якобы по-прежнему придерживается, действительно, не настаивает на бороде и пейсах (это обычаи определенных семей и общин), однако очень даже требует покрытой (неважно чем) головы. Ведь как ни крути, а в «Шулхан Арухе» («Орах Хаим» 2:6) написано, что нельзя проходить с непокрытой головой дистанцию в 4 локтя. Конечно, можно вспомнить, что есть мнение Мааршаля, согласно которому это не более чем «мидат хасидут» (качество благочестия, превышающее требование Закона), и Виленский Гаон тоже объясняет, что ходить с покрытой головой — это лишь обычай, а не постановление мудрецов. Но ведь существует наряду с ними и мнение Таза, который пишет, что это строгая заповедь Торы, которая выводится из стиха: «И по законам их [окружающих народов] не поступайте» («Ваикра», 18:3). И поскольку у народов принято снимать головной убор, садясь, то мы, наоборот, остаемся в нем, даже если сидим.

Важно упомянуть, что этот закон имеет еще одну серьезную причину, с которой никто из законоучителей не спорит: покрытие головы ведет к Б-гобоязненности, а когда на голове нет никакого головного убора — это уводит в другую сторону. Сегодня практически полностью утрачена традиционная еврейская одежда (за исключением талита с кистями цицит). То, что носят на себе соблюдающие евреи — это в лучшем случае нееврейская одежда, которая вышла у народов мира из моды. Поэтому кипа теперь — едва ли не основной еврейский символ и индикатор. А для нашего рок-стара это, к сожалению, не более чем гнетущий элемент заплесневелых формальностей. Пробыв в непосредственной близи от Традиции несколько лет, он так и не сделал ее своей жизнью, не нашел своего пути в Торе, не понял, что такое идишкайт. Жалко его. А еще больше жаль тех, кто воспринимает его всерьез.

Учиться можно у всех. Но априори нужно все-таки учиться у настоящих наставников, а не у всех подряд. Хотя иногда бывают случаи… Шимон — молодой, красивый, успешный религиозный человек. Как-то раз в Иерусалиме он заказал такси, причем поставил диспетчеру условие, чтобы подали «мерседес». Но подали не «мерседес», а «шкоду», и он демонстративно туда не сел, потому что заказывал машину другого класса. Поругавшись минуты две с водителем, он остановил другое такси — проезжавший мимо «мерседес».

За рулем сидел некий сабра средних лет, которому Шимон принялся с возмущением объяснять свой конфликт с таксистом, эмоционально рассказывая, что он любит ехать с комфортом, и раз уж он тут клиент и платит деньги, то имеет право на достойное обслуживание и точное выполнение своего заказа:

— Какой наглец! Это не мои проблемы, пусть диспетчеру претензии предъявляет. Ясно же сказал: «Мер-се-дес». Значит, должен быть «мерседес»! Разве я не прав?

Таксист грустно улыбнулся, а потом спросил:

— Скажи, ты духовный человек? Как сам считаешь?

— А что? Не понял, ты, вообще, о чем? Причем тут духовность?

— Слушай, адони. Тебя, наверное, удивляет, что я, простой таксист, сижу тут и рассказываю тебе о духовности, поэтому объясню. Я отсидел в тюрьме 16 лет — была драка, я защищался. Я озверел тогда, потерял контроль над собой. Когда пришел в себя, понял, что стою над трупом. Я нанес ему множество ударов ножом, хотя не было никакой необходимости его убивать. В тюрьме я многое узнал и понял, стал другим человеком. Я понимаю, что такое духовность. Я верю в Б-га, понимаешь? Я знаю, что Вс-вышний — мой партнер. И все, что есть хорошего в моей жизни — от него. Я часто беру пассажиров из района Меа Шеарим — там много людей духовных, это написано у них на лицах, это видно по тому, как они сидят и разговаривают. Брат, прости меня, но вот ты религиозный, носишь кипу, а ведешь себя несоответствующим образом. Если бы ты выглядел как светский, я бы вообще промолчал — твое поведение показалось бы мне нормальным. Короче, «мерседес» должен быть внутри, в сердце. Ты понял о чем я?

Это история о том, что кипе на голове тоже нужно соответствовать. Шимон получил урок. Обо всем этом сказано в Мишне («Авот» 4.1):«Бен Зома говорил: Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека, как сказано (“Теилим”, 119:99): “От всех учивших меня я умудрялся”. Кто герой? Тот, кто побеждает свою сущность, как сказано (“Мишлей”, 16:32): “Долготерпеливый лучше богатыря, а властвующий над собой [лучше], чем тот, кто берет город”. Кто богат? Тот, кто доволен своей участью, как сказано (“Теилим”, 128:2): “Когда ешь ты от плодов рук твоих, счастлив ты, и благо тебе”. Счастлив ты в этом мире, и благо тебе в грядущем мире. Кто почитаем? Тот, кто почитает людей, как сказано (“Шмуэль” I, гл. 2): “Почитающих Меня Я почту, а пренебрегающие Мною будут посрамлены”.»

Из журнала «Мир Торы»