Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что значит «Дэрех эрец предшествовала Торе»?

Темы: Пиркей Авот, Грех, Народы мира, Мидраш, Потоп, Заработок, Парнаса, Дерех Эрец, Работа, Мусар

Отложить Отложено

Шалом, рав. Объясните, пожалуйста, что означает высказывание наших мудрецов: «дэрех эрец кадма ла-Тора» — «Дэрех эрец предшествовала Торе»? Заранее спасибо. Шавуа тов у-меворах (хорошей и благословенной недели).

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

В Мишне и в Талмуде мы находим немало высказываний мудрецов, где используется выражение «дэрэх эрэц» (буквально — «путь [людей] земли», «мирской обычай»). Как правило, мудрецы употребляют его в следующих основных значениях:

  1. естественные человеческие потребности и поведение;
  2. совокупность моральных норм, продиктованных объективными условиями человеческого существования;
  3. общепринятые нормы поведения и этикет (этот пункт не совпадает предыдущим, т. к. принятые нормы меняются в зависимости от установлений и социально-культурных факторов);
  4. заработок и ремесло.

Значение сочетания «дэрех эрэц» меняется в зависимости от контекста. Например, в мишне Авот (2:2) сказано: «Хороша Тора вместе с дэрэх эрэц, ведь труд над ними заставляет забыть о грехе…» Понятно, что здесь «дэрэх эрэц» означает ремесло, заработок. Ведь ни к естественному поведению, ни к этикету нельзя применить слово «йегиа» — «тяжелый труд» или «большие усилия».

В некоторых местах значение сочетания «дэрэх эрэц» остается загадкой. Например, в Авот 3:17 сказано: «если нет Торы — нет дэрэх эрэц, а если нет дэрэх эрэц, то нет и Торы». Раши и раби Овадья ми-Бартанура объясняют, что здесь «дэрэх эрэц» означает заработок, ремесло. А Рабейну Йона считает, что имеются в виду хорошие человеческие качества.

В высказывании «Дэрех эрец предшествовала Торе» речь идет о моральном поведении, т. к. остальные значения здесь просто неуместны. Ведь если мы подставим «ремесло», то изречение лишится всякого смысла.

Поэтому никакого другого варианта быть не может, здесь имеется в виду разумное этическое поведение.

Источник

Этого изречения нет в Талмуде. Оно приводится в Мидраше «Тана дэ-вэй Элияу» (1):

«“И изгнал Он человека… чтобы охранять путь к дереву жизни…” (Берешит 3:24): “путь” — это дэрэх эрэц, а “дерево жизни” — это Тора. Получается, что дэрэх эрэц предшествовала Торе».

Такое же толкование приводится в Мидраше «Ялкут Шимони» (к Берешит, в конце гл. 3): «Дерех эрец опередила Тору на 26 поколений, как сказано: “…чтобы охранять путь к дереву жизни” (Берешит 3:24). “Путь” — это дерэх эрэц, а “дерево жизни” — это Тора».

Этот мидраш, по-видимому, относится к сокровенной части Торы, поскольку при простом прочтении непонятно, почему «путь» понимается именно как «дерэх эрэц». Но и без глубинных толкований посыл мидраша вполне ясен: мы должны придерживаться моральных ценностей вне зависимости от повеления Торы. Они являются неким требованием «по умолчанию», о чем Тора даже не должна говорить. Соответственно, даже до того, как была дарована Тора, люди обязаны были считаться с этими принципами. (За пренебрежение которыми и был послан Потоп).

Суть изречения

Об этом высказывании можно говорить много, но основной урок, который мы можем из него извлечь, заключается в следующем: нельзя пренебрегать общечеловеческими моральными ценностями, даже теми, которые не обозначены напрямую в Торе. Они не являются чем-то выдуманным или наработанным, накопленным в ходе социального развития людей. Они исходят «изнутри», у них есть духовные корни. Если мы не будем придерживаться этих ценностей, мир не сможет существовать, поэтому они представляют собой первичные требования ко всем людям, как к евреям, так и к неевреям.

Из него можно уяснить и еще один момент: есть требования, о которых Тора не говорит напрямую, тем не менее, если они продиктованы разумом и моральным долгом, с ними необходимо считаться. Поэтому, если в Торе не сказано, например, что в автобусе следует уступать место пожилым людям и беременным женщинам, это не значит, что это не является требованием Торы. Возможно, это входит в сферу «Дэрех эрец предшествовала Торе» и является полноценной обязанностью для каждого нормального человека.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Фараон — «паро», как его называет Тора — у еврейских мудрецов считается олицетворением дурного начала, сил духовной нечистоты. Конечно, скорее всего за фигурой фараона Пятикнижия стоит вполне реальная историческая личность (правда, до сих пор ведутся споры, при каком именно из известных нам фараонов Древнего Египта происходили события Исхода). Но наши мудрецы говорят, что «фараон» может просыпаться в каждом из нас. Читать дальше