Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Дэрех-эрец — выражение мудрецов Мишны и Талмуда. Например, комментируя Пиркей Авот (2, 2) Раши, Рамбам, Рабейну Йона, Раби Овадья из Бартануры (Бертиноро) и некоторые другие объясняют, что дэрех-эрец — это ремесло, торговля и другие способы добывания пропитания. Но Меири, Яавец от имени автора Тифэрет Исраэль — рава Исраэля Лившица — объясняют дэрех-эрец как хорошие качества и мусар (этику). И в другом месте в Пиркей Авот (3, 17) под выражением дэрех-эрец понимаются, видимо, положительные качества человека. Хотя некоторые полагают, что и там речь идёт о ремесле. Интересно, что правилам нравственного поведения посвящены два трактата: Дэрех Эрец Раба и Дэрех Эрец Зута. В них говорится не о ремесле, а именно о том, как подобает себе вести. И в Талмуде дэрех-эрец означает правильное поведение (см. Брахот 22а, Шабат 114а, Хулин 84а). И в афоризме из Тана дэ-Вэй Элияу (1) «Дэрех-эрец предшествовала Торе» дэрех-эрец представляется более верным перевести как нравственное, адекватное поведение.

Позволю себе «примирить» разные значения выражения дэрех-эрец. В Талмуде (Брахот 35б) Раби Ишмаэль на основании стиха «И соберёшь ты хлеб свой» (Дварим 11:14) делает вывод, что человек должен вести себя согласно правилам дэрех-эрец. Имеется в виду, что мудрецы Торы имеют право посвящать часть своего времени заботам о пропитании. Основываясь на выводе Раби Ишмаэля, я бы предложил следующее объяснение выражения дэрех-эрец. Следует поступать так, как это считается в мире правильным, верным, адекватным, вести себя достойно. Нормальное поведение человека — зарабатывать самому себе пропитание и не надеяться на других людей или на чудо. Нормальным поведением является, когда слуга, выполнявший грязную работу, перед тем, как предстать перед господином, меняет одежду на чистую (Хулин 84а). И так объясняются все остальные случаи употребления этого выражения в Талмуде и в трактатах Дэрех Эрец Раба и Дэрех Эрец Зута. Думаю, что именно это хотел сказать Рабейну Йона в своём комментарии к Пиркей Авот — что каждый раз выражение дэрех-эрец следует понимать согласно тому, в каком контексте его используют. Но дэрех-эрец — это не мусар. Слово Мусар связано со словом лээсор — связать себя, запретить себе нечто, ограничить себя (и даже, если это доставит мучения — йисурим). То есть это работа над своими качествами, когда человек укрощает свои страсти, желания, влечения, направляя их в русло, соответствующее нормам морали. Это не просто правильное, адекватное поведение, но планомерная борьба с самим собой, строительство личности высокого уровня. И хотя для того, чтобы вести себя достойно, в соответствии с нормами общественного поведения, человек должен держать себя в определённых рамках, ограничивая свои природные влечения, всё же это больше внешнее поведение. А мусар в истинном его значении — это сущностное изменение личности, внутренняя качественная перестройка человека. То есть теоретически может быть дэрех-эрец без мусара, как, впрочем, и мусар без дэрех-эрец. Но стараться нужно, конечно, чтобы оба эти «направления» гармонично уживались в каждом из нас.

С уважением, Лейб-Нахман Злотник

Материалы по теме


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше