Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография духовного лидера евреев Земли Израиля

Раби Овадья бар Авраам Бартанура (или Бертинура, ок. 5210-5290 /ок.1450-1530/ гг.) — выдающийся комментатор Мишны; духовный лидер евреев Земли Израиля.

Родился на севере Италии, в городке Бартануре.

Изучал Тору у одного из духовных лидеров поколения, выдающегося законоучителя р. Йосефа Колона (Маарика; см.), и стал одним из его духовных наследников.

В 5245 /1485/ году, вскоре после смерти Маарика, р. Овадья Бартанура отправился в Землю Израиля. По пути он давал уроки Торы в Риме, Неаполе, Салерно, а также в Палермо на острове Сицилия, — и в каждом из этих мест его выступления производили столь глубокое впечатление, что его просили остаться и принять на себя раввинскую должность. Но он неуклонно продолжал продвигаться на восток. Побывав в Александрии и Каире, где ему был устроен почетный прием, р. Овадья Бартанура, наконец, вступил на Святую Землю: его путь пролегал через Азу, Хеврон и Бет-Лехем. В тринадцатый день месяца нисан 5248 /1488/ года, накануне праздника Песах, он и сопровождавшие его ученики прибыли к воротам Иерусалима.

В одном из писем р. Овадья Бартанура рассказывал: «В трех четвертях мили от Иерусалима, когда с одной из возвышенностей открылся вид на город, мы разорвали одежды в знак траура, а когда стала видна Храмовая гора, мы разорвали одежды вторично — в знак скорби по разрушенному Святилищу». Он увидел, что «большая часть города по-прежнему лежит в развалинах и заброшена». Голод, эпидемии и злоупотребления властей вынуждали евреев покидать святой город — здесь оставалось всего около семидесяти евреев, причем на одного мужчину приходилось семь женщин: вдов и немощных старух. И «большинство из них не имели никаких источников пропитания, и тот, у кого был запас хлеба на год, считался в этом городе богачом».

Раби Овадья и его спутники оказались в святом городе в особенно трудное время. Он вспоминал: «Когда я прибыл в Иерусалим, был тяжкий голод… Многие евреи умерли… Многие ели полевую траву, подобно овцам на пастбище… И я должен возблагодарить Г-спода, что не слег, как все мои спутники, ибо большинство, приходящих в Иерусалим из дальних стран, как правило, вынуждены слечь из-за жара и приступов лихорадки».

Гость из Италии был встречен евреями города с большим почетом и вскоре избран раввином.

Единственная синагога в городе размещалась, по свидетельству самого р. Овадьи, «в длинном и узком помещении без окон, — тусклый свет проникал лишь от входа». Он поселился в доме, примыкающем к синагоге.

Новому раввину удалось объединить разрозненных поселенцев, организовать для них уроки Торы и наладить распределение благотворительной помощи, поступающей из городов Европы.

В 5250 /1490/ году р. Овадья оставил Иерусалим и в течение ряда лет был раввином Хеврона. Но в 5255 /1495/ году он возвратился и вновь возглавил общину Иерусалима — на этот раз уже до конца своей жизни.

За годы его руководства община заметно разрослась — особенно за счет беженцев, изгнанных в 5252 /1492/ году из Испании. К 5255 /1495/ году в городе было уже двести еврейских семей, а в последние годы жизни р. Овадьи — более трехсот.

Р. Овадья был наиболее авторитетным законоучителем на Святой Земле — по свидетельству одного из его учеников «к его устам прислушивалась не только вся Земля Израиля, но евреи Египта и других соседних стран, — и даже мусульмане относились к нему с трепетом и почтением».

В Иерусалиме р. Овадья Бартанура завершил свое основное произведение, работу над которым начал еще в Италии, — фундаментальный комментарий на все трактаты Мишны. Приводимые им объяснения опираются на классические толкования Раши (см.) и Рамбама (см.); его комментарий славится своей ясностью и одновременно лаконичностью.

Впервые напечатан в Венеции в 5308 /1548/ году. С тех пор во всех классических изданиях Мишны комментарий р. Овадьи Бартануры печатается рядом с основным текстом. Именно этот комментарий стал самым авторитетным и широко изучаемым.

Р. Овадья Бартанура написал также аналитические заметки, в которых исследуется классический комментарий Раши на Пятикнижие.

Послания р. Овадьи, отправленные им со Святой Земли, собраны в книгу Амаса бэ-Эрец Исраэль (Путешествие по Земле Израиля), — в этих посланиях воспроизведена с особой достоверностью жизнь еврейских общин той эпохи.

Раби Овадья Бартанура умер в Иерусалиме в 5290 /1530/ году (Седер адорот); похоронен в небольшой пещере, расположенной в Кидронской долине, вблизи от источника Шилоах.

с разрешения издательства Швут Ами


Современный термин «харедим» взят из слов пророка Йешаяу: «Слушайте слово Вс-вышнего, трепещущие пред словом Его!» Словосочетание «харедим лидвар Ашем» («трепещущие перед словом Вс-вышнего») со временем сократилось до слова «харедим» (трепещущие). Читать дальше

Бамбуковая колыбель 14. Гиюр по Галахе

Доктор Авраам Шварцбаум,
из цикла «Бамбуковая колыбель»

Приобрести книгу « Бамбуковая колыбель » в нашем онлайн магазине Приемные родители китаянки понимают, что другого выхода, кроме как пройти ортодоксальную церемонию гиюра, у них нет

Место в автобусе

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

В общественном транспорте религиозные мужчины и женщины сидят отдельно. Такой обычай проистекает из еврейских законов скромности, запрещающих общение между чужими людьми разных полов.

Одежда

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

По материалам газеты «Истоки»

Неприятные мелочи. Назад к корням

Рав Александр Айзенштадт,
из цикла «О трудностях вхождения в религиозное общество»

Из общения со множеством «баалей тшува» я вижу, что сами эти люди и спустя 15-20 лет не готовы анализировать, в чем причина их трудностей, в то время как корень проблемы нужно искать в самом начале — в драме перевоплощения человека.