Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Каждый Йом-Кипур обещаю избавиться от ошибок, но все остается по-прежнему. Зачем тогда я живу?

Темы: Тшува, Йом Кипур, Исправление качеств, Рав Эльяким Залкинд, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Каждый элуль я подвожу итоги года и вывожу свои ошибки, над которыми мне нужно работать и от которых хочу избавиться, даже веду дневник каждый элуль. Приходит Йом-Кипур и обещания больше так никогда не делать. И что сказать? Сегодня опять начинается элуль, а я все на том же месте, кроме одного (ежедневной молитвы). Одни и те же грехи и ошибки. Замкнутый круг. Это ужасно, я испытываю чувство вины и никчемности. Зачем тогда вот такая я живу, не меняясь, качусь по дорожке привычек и обстоятельств? М.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая М.,

С одной стороны, Ваши переживания понятны, и все мы иногда испытываем что-то подобное: сколько же можно быть столь далекими от совершенства, от того, что желает от нас Всевышний, оставаться в замкнутом кругу всё тех же проблем? Но, с другой стороны, подумаем: разве Всевышний хочет, чтобы мы впали в отчаяние? Нет, напротив — чтобы стали сильнее, поверили в себя. И, действительно, если Вы посмотрите «добрым» взглядом на свою жизнь, безусловно, увидите продвижение, несомненный рост. Вот ежедневная молитва — это же важнейшее достижение. Каждый день — обращение ко Всевышнему, возможность открыть перед Ним сердце. И, безусловно, Ваша вера, ощущение присутствия Всевышнего, Его «участия» в Вашей жизни растет год от года. Да и человеческие качества, и серьезность подхода к заповедям, конечно, совершенствуются, хотя это и кажется незаметным. Сами Ваши сетования доказательство тому. И однажды малые количественные изменения перерастут в качественные (как нас когда-то учили), и Вы почувствуете и убедитесь, что поднялись на новый уровень.

А то, что измениться трудно, — конечно, верно. Мы помним, что Виленский Гаон, которому были открыты все тайны Торы и души человека, говорил: легче выучить весь Талмуд (!!), чем исправить одно свое качество. И, тем не менее, говорил он, мы находимся в этом мире для исправления себя.

И дневник, и размышления о своих поступках — очень важное подспорье. А главное — спокойно продолжать продвигаться и РАДОВАТЬСЯ любому, даже малому, успеху. И просить помощи у Всевышнего во всем. Ведь так и Он ждет нашего продвижения и радуется ему, как радуются каждому удавшемуся шажку маленького ребенка (а когда падает — улыбаются и ставят на ноги для новых попыток: так учатся ходить). И не бывает без неудач. Что же, это надо принять во внимание и попробовать найти способы, «рецепты» сводить их количество к минимуму.

Что сказать об обещаниях на новый год? Пишут в книгах, что правильно — не строить больших планов и не браться сразу за всё. А принять на себя что-то одно и не очень большое. Любое достижение повышает уровень, на котором находится человек, влияет на все сферы жизни. Тем более, если исправляют что-то из того, что все время мешает и тревожит: каждый знает о наболевшем в своей душе. Например, выбираем одно из качеств, нуждающихся в исправлении, и решаем «продержаться» в работе над ним определенное время — час или два в день. Это входит в привычку, и лишь затем мы можем продвигаться дальше. Или совсем другое — прилагаем усилия, чтобы сосредоточенно произносить благословение после еды (Биркат а-Мазон). Это может постепенно изменить и все наши молитвы и благословения, поднять их на иной уровень. А само благословение Биркат а-Мазон напомнит нам о благодарности Творцу и поможет испытать ее при каждом чтении — за всё, что Он постоянно дает нам, за то, что вывел нас из «дома рабства» (из всех изгнаний, от египетского до современного), поможет испытать любовь к Земле Израиля, Торе. Пробудит к ожиданию того времени, когда, наконец, будут отстроены Иерусалим и Храм, раскроется присутствие Всевышнего. Так что, если мы «приобретем» Биркат а-Мазон, даже сама еда станет больше поводом и подготовкой к радости благословить Всевышнего.

И еще важный совет. Изучение книг по Галахе (Еврейскому Закону) увеличивает серьезность в отношении к заповедям, трепет перед Всевышним. И дает знание о том, что верно, а что неверно делать, освобождает от сомнений и приносит радость ясности и уверенности.

С уважением и пожеланием благословенного и счастливого года, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).