Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек может ревновать ко всем, кроме своего ребёнка и ученика»Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 105 б

Неужели запрещено пожать женщине руку?

Темы: Скромность, Помощь, Забота о здоровье, Яков Шуб

Отложить Отложено

Перечитал кое-какую старую переписку и хочу вернуться к теме прикосновений к женщинам и того, насколько запрет строг и какие мнения и случаи бывают. В особенности, это касается ситуаций, когда женщина протягивает руку для приветствия (просто отморозиться попросту неудобно и неприлично) или пытается поцеловать (например, родственница). Действия эти не для удовольствия, а, скорее, для приличия. А что, если девушка, например, УЖЕ упала, — как не подать ей руку? Или даже просто в таком месте, где просто может упасть, но пока еще не успела. Как насчет ситуации, когда девушка реально ожидает поданной руки? Например, гололед (особенно, если она при этом на каблуках), очень крутые ступеньки (особенно, если она при этом на каблуках) или спуск/подъем на гористой местности в каком-то походе и т.п. Во-первых, ей реально НУЖНА ЭТА ПОМОЩЬ, даже если, напрягшись, она может обойтись без нее, во-вторых, она ее ожидает как само собой разумеющееся и отказ может вообще восприниматься как еврейское бескультурье. В таких случаях есть разрешение прикасаться? Расскажите, пожалуйста, в каких описанных ситуациях что можно делать и по каким мнениям и кулот («облегчение» закона)?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. Прежде, чем мы перейдем непосредственно к ответу на него, целесообразно разобрать некоторые основные понятия, касающиеся данной темы.

Об арайот (женщинах, которые запрещены мужчине) сказано в Торе (Ваикра 18:6): «Никто из мужчин к женщинам, которые запрещены ему по плоти, пусть не приближается, чтобы открыть наготу. Я Вс-вышний». Далее (Ваикра 18:19) приводится запрет приближаться к женщине, которая находится в состоянии ритуальной нечистоты — нида: «И к женщине во время ритуальной нечистоты не приближайся, чтобы открыть наготу». Сифра (Ахарэй мот 13:2) объясняет, что поскольку не сказано просто, что запрещено «открывать наготу», а сказано, что нельзя «приближаться» к арайот и нида, значит, существует отдельный запрет «приближаться» к ним. И в Авот де-Раби Натан (5:5) сказано, что Тора построила «ограду» для своих законов, а именно, запретила «приближаться» к арайот и нида.

Рамбам (Сэфер а-мицвот 353) считает, что запрет «приближаться» является запретом из Торы. В свою очередь, Рамбан в комментариях к Сэфер а-мицвот Рамбама спорит с ним; он полагает, что данный запрет установлен мудрецами. По его мнению, приведённые стихи Торы не содержат прямого запрета, а лишь «напоминают» мудрецам установить данный запрет. Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 21, Йорэ Дэа 195:17) принимает мнение Рамбама. Как было сказано выше, запрет распространяется как на замужних женщин, так и на незамужних женщин и девушек, поскольку считается, что они находятся в состоянии ритуальной нечистоты — нида.

Запрет «приближаться» включает в себя любые действия, выражающие влечение к женщине, например, объятия, поцелуй или прикосновение с целью получить удовольствие (Рамбам, Исурэй Биа 21, Шулхан Орух, Эвен а-Эзер 21). В свою очередь, прикосновение, не выражающее влечения к женщине, без цели получить удовольствие будет также запрещено, но запрет этот менее строг. Поэтому в некоторых ситуациях, например, когда нет возможности попасть к врачу-женщине, женщине разрешено посетить врача-мужчину (если не существует проблемы «уединения»), поскольку в данном случае он находится на рабочем месте и выполняет врачебные функции (Шах 195:20). Однако некоторые галахические авторитеты устрожают закон и в этом случае (Бейт Шмуэль, Эвен а-Эзер 20:1, Торат а-шломим 195:15). Случай, когда женщина упала и нуждается в посторонней помощи, подобен ситуации с врачом, поэтому разрешено помочь ей, если вокруг нет женщин, которые могут это сделать.

О «силе прикосновения» много говорят современные педагоги. Они рекомендуют молодым мамам как можно больше находиться в физическом контакте с ребенком, чтобы создать у него ощущение безопасности и внушить уверенность в себе. В любом случае, мы видим, что прикосновение запускает необратимые процессы в душе и теле человека.

На первый взгляд, рукопожатие является довольно безобидной формой физического контакта, принято во многих кругах в качестве приветствия или знака заключения сделки. Но в некоторых кругах в качестве приветствия приняты также «безобидные» поцелуи и объятия. Вместо того, чтобы встать на скользкий путь, субъективно определяя содержание того или иного действия (а ведь иногда даже непреднамеренное прикосновение может перерасти во что-то иное), в иудаизме приято просто избегать любого физического контакта (Игрот Моше, Эвен а-Эзер 1:56).

Общеизвестно, что в основе так называемых «правил галантности» зачастую лежат аморальные побуждения, поэтому человек, соблюдающий запрет прикосновения, исключает данный аспект из своих отношений. Со временем Ваши знакомые поймут Вашу позицию и перестанут ожидать от Вас «джентльменства». В любом случае, если Вы находитесь в обществе незнакомых людей, желательно предусмотреть «проблематичные» ситуации и продумать, как их можно было бы избежать.

Запрет прикосновения к лицам противоположного пола учитывает естественное физическое притяжение между мужчинами и женщинами и выступает в качестве «ограды». Соблюдение данного запрета отражает решимость относиться к представителям противоположного пола с уважением, признавая их достоинство, а не просто как к объектам физического желания. В связи с ростом числа случаев домогательства на рабочих местах многие современные женщины предпочитают именно такие отношения.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Такая форма учебы существовала давно. Принята она и сейчас — в частности, она занимает важное место в современных ешивах при изучении Талмуда. Слово хеврута — арамейское и означает оно «партнерство» Читать дальше

Для чего мне нужен раввин, если есть компьютер?

Рав Ашер Кушнир

Чтобы сказать мне, что написано в Кицур Шулхан Арухе, раввина не надо...

Хеврута

Йеуда-Лейб Аврех

Рав Бенцион Зильбер учится в хевруте с реб Довидом Бениашвили.

Программа «Талмуд онлайн» — учим Тору, не выходя из дома

Браха Губерман

В апреле этого года в офисе организации Толдот Йешурун прошла встреча преподавателей программы Талмуд он-лайн с руководителями Толдот Йешурун раввином Бенционом Зильбером и директором организации р.Авраамом Коэном, а также с представителями крупнейшего спонсора — фонда Вольфсона р. Менахемом Шульманом и р.Моше Менатом. Короткий очерк о программе и мероприятии предлагаем вашему вниманию:

Шем Олам 21. Учиться вместе с другими — более высокая ступень исполнения заповеди

Хафец Хаим,
из цикла «Шем Олам»

При совместной учебе человек более скрупулезно придерживается установленного времени учебы