Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Величие Торы заключается в том, что она преображает каждый новый день, всякий раз доставляя самое главное удовлетворение»Магид из Кожниц

Что говорит иудаизм о рукоположении?

Темы: Раввин, Мудрецы, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Добрый день! Уважаемый раввин, не могли бы Вы объяснить позицию иудаизма относительно рукоположения, как, например, описано в Дварим 34:9: «А Йеhошуа, сын Нуна, исполнился духа мудрости, ибо возложил Моше руки свои на него; и слушали его сыны Исраэля, и делали, как повелел Господь Моше». Заранее спасибо, с уважением, Ольга

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте!

Упомянутый Вами отрывок описывает первое рукоположение (на иврите это называется смиха). С тех пор веками учитель давал своим самым лучшим ученикам право решать все вопросы, связанные с еврейским Законом, и закреплялось это право именно таким образом. Мудрец, не получивший смиху, не имеет права решать важные вопросы. В частности, суд, состоящий из таких мудрецов, не может взыскивать штрафы, предписанные Торой. В Талмуде обсуждаются подробности этих ограничений. Так или иначе, смиха необходима для того, чтобы еврейское судопроизводство могло функционировать по всем правилам, и, соответственно, чтобы еврейская жизнь в целом текла по руслу, предусмотренному Торой. Помимо этого, смиха имела символическое значение, подтверждая преемственность Торы от учителя к ученику, и, пока цепь не прерывалась, каждый мог проследить, от кого ему передана Тора, вплоть до Моше рабену, который учил Йеошуа (см. начало трактата Авот, Поучения отцов). Не говоря уже о том, что без смихи невозможен Сангедрин, заменивший собой все еврейские институты власти, насколько это позволяли римляне, а главное — являвшийся законодательным органом.

Возможно, именно поэтому смиха вызывала особую ненависть у римлян и в периоды гонений на Тору и заповеди вообще подлежала особому запрету. Во времена рабби Акивы римляне дошли до того, что пообещали разрушить город, в котором (или даже рядом с которым) кто-нибудь из мудрецов посмеет дать смиху ученику. Поэтому рабби Акива не успел рукоположить пять своих самых выдающихся учеников. Но рабби Йеуда бен Бава сумел найти пустынное место, равноудаленное от всех городов, и там дал им смиху. К сожалению, на него донесли, и римляне жестоко расправились с ним «на месте преступления». Ученики, повинуясь приказу рава, сумели скрыться, и впоследствии стали учителями всего народа. Среди них был и великий рабби Меир. Раби Йеуда бен Бава стал, к сожалению, не последней жертвой римлян, периодически ужесточавших меры против Торы и ее хранителей, и вскоре передача смихи прервалась. Во времена Талмуда практически все мудрецы Вавилона уже не имели права решать даже вопросы, связанные с денежными штрафами.

Впоследствии предпринимались попытки возобновить смиху, но большинство раввинов не считало возможным возобновить прерванную цепь. Остается надеяться на ближайшее Избавление, которое даст нам возможность вернуть, в числе многих других утерянных элементов еврейской жизни, и смиху.

С уважением, Овадья Климовски

Читайте:

Как стать раввином?

Раби Акива

Материалы по теме


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше