Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У меня украли 400 долларов, отложенных для десятины. Я должен снова отделить эти деньги?

22 февраля 2016 года, темы: Цдака, Обет, Маасер, Рав Яков Шуб, Обещание, Кража

Отложить Отложено

Добрый день! У меня во время Песаха случилось небольшое несчастье: сгорела комната в общежитии, в которой я жил. Так как был йом-тов, то ценные вещи выносил охранник. Среди ценных вещей был кошелёк, в котором хранились мои личные деньги (в местной валюте) и 400 долларов моего маасера. После йом-това я пошёл к охраннику забирать свои вещи и оказалось, что из кошелька пропали эти 400 долларов. Так как было 2 дня йом-това, то за эти 2 дня сменилось 3 охранника. Кошелёк лежал в общей доступности для всех охранников. Охранники говорят, что не брали. Нужно ли мне отдавать из своих личных денег эти 400 долларов? Заранее благодарен за ответ!

P.S.:

Я спрашивал у нескольких раввинов, но они не знают, как быть, говорят, трудный вопрос.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Ответ на Ваш вопрос зависит от нескольких обстоятельств, как мы попробуем разъяснить ниже.

Когда заповедь считается выполненной?

Во-первых, необходимо определить, с какого момента считается, что человек выполнил заповедь отделять десятину от прибыли (в наше время это обычай), — с момента, когда он отложил деньги, чтобы передать их бедным, или с момента, когда деньги фактически попали к бедным?

Действительно, существует мнение, что отделение денег десятины подобно отделению десятины от урожая. Т.е. человек считается выполнившим заповедь с того момента, как отделил деньги десятины. Получается, с этого момента считается: деньги уже не находятся в его владении и принадлежат бедным. В соответствии с этим мнением, человек уже не несет ответственности за деньги и, если они потерялись или их украли, он не обязан их возвращать (Питхей тшува, Йорэ Дэа 249:1, цитата из респонса автора Арбаа Турей Эвен).

Однако, большинство галахических авторитетов не согласны с этим и считают, что заповедь считается выполненной, только когда деньги передали бедным или габаю (человеку, ответственному за распределение цдаки) (Хатам Софер, Хулин 131а; Рав Хаим Каневский, Дерех Эмуна, Законы подарков бедным, гл. 7, стр. 122). Они считают, что в данном случае правила отделения денежной десятины отличаются от правил отделения десятины от урожая. Во втором случае нам необходимо отделить десятину от конкретных плодов, а в первом важно не отделить конкретные деньги, а позаботиться, чтобы десятая часть от дохода попала к бедным.

В соответствии с этим мнением, даже если человек отложил деньги десятины, пока они не переданы бедным или габаю, он несет за них ответственность. И, если деньги потерялись или были украдены, их необходимо возместить.

Какой статус имеют отложенные деньги десятины?

Как мы выяснили выше, заповедь не считается выполненной, пока деньги не переданы бедным. Значит, деньги десятины, которые отложили, но еще не передали по назначению, имеют статус «то, что обещано пожертвовать».

В данном случае обет (обещание) имеет силу вне зависимости от того, высказали Вы его вслух или только мысленно (Рамо, Йорэ Дэа 249:13).

Можно ли освободиться от обета дать пожертвование?

Если обстоятельства изменились и человеку тяжело выполнить обет о пожертвовании, он может обратиться к мудрецу Торы, чтобы тот в присутствии трех евреев отменил этот обет (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 258:6).

Отметим: если человек не обещал «словами» сделать пожертвование, а только подумал об этом, он может полагаться на заявление об отмене будущих обетов, которое является частью текста освобождения от обетов. Этот текст напечатан в сидурах (молитвенниках), обычно люди произносят его перед тремя евреями в канун Рош а-Шана — Новолетия (респонс Минхат Шломо I, 91:20).

Заключение

Получается, что в Вашей ситуации, если Вам тяжело возместить деньги, можно обратиться к местному раввину, чтобы он в присутствии трех евреев отменил обет.

Если же Вы не на словах обещали отдать эти деньги в качестве десятины, а в мыслях, то Вам не нужно ничего делать — при условии, что в канун Рош а-Шана Вы совершили традиционный обряд освобождения от обетов и заявили об освобождении от будущих обетов.

Если в Вашем городе нет раввина, то в крайнем случае можно полагаться на заявление перед Рош а-Шана, даже если Вы произнесли обещание вслух (см. КолНидрей 9:14).

Пусть Всевышний в дальнейшем поможет Вам оберегать свое имущество.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Раби Яаков бар Меир, внук великого Раши, стал известен как Рабейну Там: «Там» буквально означает «прямой», «честный», «бесхитростный». И раби Яакова потак стали называть по аналогии с тем, как «прямым» назван в Торе праотец Яаков. Читать дальше