Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Договор веры? Или вера в договор?

24 июля 2011, 12:49

Отложить Отложено

Взяв на себя обязательство соблюдать заповеди Торы, евреи в первую очередь обязались соблюдать то, что называется договором. Иначе откуда следует, что произнесение двух слов – наасэ венишма ("начнем выполнять, а уже потом спросим, что это такое") – хоть к чему-то их обязывает?

Безответственный человек в праве заявить, что ничто не может заставить его держать собственное слово. Согласие быть верным обещанию уже должно откуда-то следовать! Под таким согласием (а оно уже само обещание!) надо расписаться. И полный текст должен звучать как-то так: обещаю выполнять свои обещания, включая и данное обещание. (Что ни говорите, а рекурсивность в формулировке социальных законов никогда не выглядит убедительно.)

** **

По Мидрашу, Тора давалась и прочим народам. Но разве можно серьезно утверждать, будто другие народы должны были знать, что это такое? Встречный вопрос – "а что в вашей Торе написано?" – вполне логичен и оправдан. Иначе, приобретя кота в мешке, всегда можно сослаться на порочность сделки (по-еврейски это называется мэках-таут, ошибочное приобретение; случай, когда покупатель получил не то, что ему разрекламировал продавец).

Неслучайно Агада говорит, что до евреев Творец предложил Тору сыновьям Ишмаэля, Моава, Амона и Эдома, но не Кеанану, например. Ибо первые четверо происходили от Авраама, а значит, слышали, о чем говорится в Торе, – если не в тонких подробностях, то хотя бы в целом, что, конечно же, не могло потом привести к "отмазке": а мы-де не знали, что это так серьезно. – Все прекрасно знали!

Но если так, то кто сказал, что обещания надо выполнять? И если вы скажете, что так написано в самой Торе (недельный раздел Матот), то ведь как раз о том и идет речь: не получив Тору, в которой сказано: соблюдай, – я еще не могу дать обещание ее соблюдать. Это обещание идет как бы до Торы. Оно фундаментальней Торы, оно ей предшествует, оно – основа основ.

И все это понимают.

Иначе нет ни социума, ни семьи, не вертикали племенной власти. Ничего.

Короче, все это называется верой. Я верю, что в мире, созданном Творцом, надо держать свое слово. Как Он держит Свое. Это только одна из формулировок.

Другими словами, сначала объявляю о своем согласии быть верным Союзу (Договору) с Всевышним, а потом в этот Союз вступаю (подписываю Договор, Брит). Или, что то же самое, заключаю договор устный – говорю наасэ венишма[1].

Вера в серьезность объявленных намерений – не что иное, как вера в Творца, что, в конечном счете, выражается в моей готовности принять от Него наказание за несоблюдение мной своей части Договора.

Другие народы честно сказали: мы не выполним Твоей Торы, нашему слову не доверяй. И это было похоже на лжеца, который единственный раз сказал про себя правду: моему слову не верьте!

** **

Миллион лет назад урок на тему "Держи свое слово" был вывешен в виде видео-файла на Толдот[2]. Даю отрывок из него (конспектом, ибо у нас тут шева-брохес, и времени на редактуру совсем нет).

Бемидбар 30:3: "Если кто даст обет (обещание) Всевышнему… пусть не нарушит своего слова. Пусть выполнит все, что вышло из его уст".

Руководитель одной из ешив Бней-Брака пришел купить книгу "Кеилот Яаков" у ее автора, раби Яакова Исроэля Каневского (Стайплер). Это многотомный труд, а ему нужен был определенный том. Стайплер искал его у себя по всей квартире, однако не нашел. Вздохнул и сказал, что сожалеет – но не продаст ему книгу. Т.е., теперь надо подождать до следующего тиража.

У просителя лицо стало печальным. Стайплер это увидел – и снова стал искать. Нашел том в другой комнате и, обрадованный, принес. Проситель тоже обрадовался – и протянул Стайплеру деньги.

Тут Стайплер со всей серьезностью заявил: я же сказал, что не продам тебе эту книгу. Как теперь я могу быть обманщиком? Написано: "Пусть выполнит все, что вышло из его уст".

И отдал книгу в подарок.

 


 

[1] Устные обязательства предшествуют письменным. Устная Тора глубинней Письменной.

 

[2] "В виде видео" – чужой патент, я не виноват.))

Теги: Хидуш, Видео-урок, Недельный раздел