Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Купи своей жене орехов»

28 июля 2011, 10:07

Отложить Отложено

Посмотрите, как вы живете. Глазами посмотрите. А теперь скажите, пожалуйста: понятна ли вам такая реплика:

— «Неужели мы настолько лучше предыдущих поколений, когда множество блестящих умов еврейского народа, величайшие мудрецы, выдающиеся праведники, до уровня которых нам подниматься и подниматься — когда вся эта блестящая плеяда еврейских гениев жила в вопиющей бедности, впроголодь и жуткой нищете, а мы обеспечены и едой, и жильем, и одеждой, причем такого качества и в таком количестве, что не снилось и нашим царям! За что нам все это?! Чем мы лучше их?»

Эту фразу произнес один ученик на одном из наших уроков. Вы ее понимаете? А теперь еще раз посмотрите на среду своего обитания. Вам нравится? Вы хотите еще больше? Вам чего-то в жизни не хватает?

** **

На последнем уроке цикла «Еврейское поведение» (урок но. 115) говорили на тему скромности желаний по устройству своего быта. Вот короткий эпизод с того урока.

** **

Раби Хаим из Воложина любил показывать своему окружению письмо, которое у него хранилось. Письмо написал Бах[1], а адресовано оно было Тазу[2].

Так вот, в письме Бах писал Тазу: «У тебя хранятся мои четыре золотых. А я пошил новую одежду на летний праздник — слава Б‑гу. И остался у меня долг портному. Верни мне, пожалуйста, мои 4 золотых, и там еще останется сдача. Купи на нее моей дочери, она же твоя жена, угощений к празднику». (Написано: «купи орехов».)

Из письма следовало, как скромно жили эти мудрецы.

А ведь они составили выдающиеся труды, по которым евреи учатся поныне. Да и наши ешивы устроены так, как они, эти два ученых мужа, завели у себя в городах.

Изменений в Торе у нас никаких. А изменений в жизни — пруд пруди. Вы считаете, это честно, заслужено, нам все это полагается?

Я не критикую и не жалуюсь. А тем более, никого не пугаю и не наставляю, ибо сам живу в вопиющей роскоши. Просто спрашиваю.


[1] Раби Йоэль бен раби Шмуэль Яфэ, по фамилии Сиркис. Известен всему еврейскому миру под именем Бах — по названию своего обширного комментария «Байт Хадаш» на все четыре части «Турим» раби Яакова бен Ашер. Крупнейший законоучитель и мудрец своего времени, составитель ценных замечаний к тексту Талмуда. Родился в Люблине в 1561 году, скончался в Кракове в 1640 году.

[2] Раби Давид бен Шмуэль Алеви, по фамилии Сегаль (1586—1667). Крупнейший посек (законоучитель) 17 века, автор известного труда «Турей Заав» с комментариями на все разделы Шульхан-Аруха раби Йосефа Каро. По сокращенному названию этой книги стал известен под именем Таз. Ученик и зять другого видного талмудиста той эпохи — Баха (раби Йоэля Сиркиса), в доме которого прожил много лет.

Теги: Мудрецы, Видео-урок, Недельный раздел