Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не открывай любящему тебя никакой тайны, которую ты скрываешь от ненавистника, если только не испытал верность его любви многократно»Раби Йеуда а-Хасид, Сефер а-Хасидим 85

Можно ли жениться по расчету?

Темы: Брак, Деньги, Свадьба, Рав Яков Шуб, Обещание

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, много читал на вашем сайте о том, как важно найти достойную девушку для создания семьи. А как иудаизм относится к браку по расчету?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Поскольку Вы задали свой вопрос в разделе «Вопросы раввину», а не в разделе «Вопросы семейному консультанту», то, очевидно, Вас большое интересует не то, как такая семья будет строить свои семейные отношения, а то, как относиться к этому с точки зрения еврейского закона. Для этого давайте, как обычно, обратимся к высказываниям наших мудрецов прошлых поколений и современности.

Гемара (Кидушин 70а) говорит: потомство того, кто женится на женщине ради денег, будет недостойным. Как сказано: «Господу изменили они, ибо чужих детей породили; теперь пожрет их (враг) в месяц с уделом их» (Ошеа 5:7). Кроме того, даже теми деньгами, ради которых он женился, ему не удастся воспользоваться, поскольку они разойдутся в скором времени. На первый взгляд, вроде бы, мы получили однозначный ответ на вопрос. Но давайте не будем торопиться с выводами.

Ришоним (ранние комментаторы) Раши и Риваш (респонс 1:15) объясняют: Гемара для обоснования этого закона использовала стих из книги пророка Ошеа (см. выше), в котором сказано о рождении «чужих» детей. Такое возможно, только если человек женится на женщине, у которой проблемы с родословной, например, на рожденной от запрещенной связи (мамзерет). Т.е. на женщине, которая ему запрещена.

В этом случае приведенная нами Гемара получает совершенно иной смысл. Получается, последствия, о которых она предупреждает, а именно, недостойные дети и потеря имущества, бывают, только если человек женится на женщине, которая ему запрещена. Понятно, что просто так он не стал бы этого делать, но жажда денег заставила его нарушить закон. Соответственно, жениться на кошерной женщине, у которой есть щедрое приданое, не запрещено. Это разрешено, даже если бы без приданого он не стал бы на ней жениться. Именно так установлено законом (Риваш, респонс 1:15; Рамо, Эвен а-Эзер 2:1; Арух а-Шулхан 2:1).

Не секрет, что сегодня в религиозном обществе родители жениха и невесты стараются на первых порах обеспечить молодую семью всем необходимым. Какие же родители не желают счастья своей дочери? Притом они понимают, что строить семью необходимо на прочном фундаменте Торы и богобоязненности, а это легче сделать, когда жених посвящает себя изучению Торы. Именно поэтому родители пытаются максимально помочь молодой семье.

В этой связи Рамо (Эвен а-Эзер 2:1) рассматривает интересную ситуацию: родители невесты пообещали дать за дочерью щедрое приданое, но, когда дело дошло до свадьбы, оказалось, что они не могут сдержать свое обещание. Как, Вы думаете, жених должен поступить в такой ситуации? Рамо пишет, что жених не должен ни отменять свадьбу, ни устраивать скандал, пытаясь «выжать» обещанное из родителей. А если он поступает так, то считается, что он женится ради денег (см. Гемара Кидушин, которую мы цитировали выше) и не увидит удачи в своей семейной жизни. Однако, при этом родители не могут обманывать жениха, обещая заранее то, чего у них нет, или то, что они не собираются давать (Питхей Тшува 2:1, приводится от имени Шла).

На первый взгляд, это не совсем соответствует тому, о чем мы говорили выше, — что на кошерной женщине разрешено жениться даже ради денег. Комментаторы Шулхан Аруха (Хелькат Мэхокек 2:1 и Бейт Шмуэль 2:2) объясняют, что здесь нет противоречия. Если парень женится на девушке, родители которой дают за ней щедрое приданое от всего сердца, а он с благодарностью принимает его, — в этом нет никакой проблемы. Но если жених отменяет свадьбу, считая, что не получил достаточно, или если человек долго не женится, подыскивая невесту с богатым приданым, считается, что он женится ради денег и ему полагается соответствующее наказание, см. выше.

Получается, что в идеальном варианте стороны должны отнестись друг к другу с пониманием: родители, понимая, насколько важно помочь на первых порах молодой семье, должны реально оценить свои возможности, а молодая семья — с признательностью и благодарностью принять даже небольшую помощь.

В заключение хотелось бы рассказать историю, которая произошла с одним из величайших раввинов нашего поколения, равом Шломо-Залманом Ойербахом. Когда рав Шломо-Залман женил своего сына, рава Авраама-Дова, он обязался обеспечить молодую семью квартирой. Однако через некоторое время рав Шломо-Залман понял, что по независящим от него обстоятельствам не сможет выполнить обещанное. Он сразу же написал письмо отцу невесты, раву Вернеру (в то время раввину города Тверия), в котором сообщил о случившемся и добавил, что, если вследствие этого семья захочет отменить свадьбу, то может спокойно это сделать и с его стороны не будет никаких претензий и обид.

В ответ рав Вернер написал такой ответ: «Понятно, что, когда молодая пара женится, Всевышний желает послать в этот мир благосостояние, чтобы обеспечить их. Рав Шломо-Залман хотел удостоиться стать тем проводником, через которого будет послано это благо. Но, очевидно, у Всевышнего были другие планы, и Он найдет себе других посланников. Что касается свадьбы, то все остается по-прежнему».

Свадьба состоялась. После смерти рава Вернера рав Авраам-Дов Ойербах сменил его на посту раввина города Тверии, который занимает и по сей день.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше